Долгополов С. А. Загадки первой казачьей столицы // Донской временник. Год 2006-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2005. Вып. 14. С. 101-103. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/16/art.aspx?art_id=438
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2006-й
Усть-Донецкий район Ростовской области
С. А. Долгополов
ЗАГАДКИ ПЕРВОЙ КАЗАЧЬЕЙ СТОЛИЦЫ
Часть 1
Когда появились Раздоры?
Первое письменное упоминание о казачьих городках относится к 1549 г. Ногайский князь Юсуф жаловался царю Иоанну IV (Грозному): «Холопи твои, некто Сары-Азман словёт, на Дону в трёх и в четырёх местах городы поделали... да наших послов... и людей стерегут, да разбивают...» [1. - С. 33].
Одни историки считают, что городки находились на Нижнем Дону. О том свидетельствует следующий факт: в 1551 г. казаки «с Азова оброк емлют» [1. - С. 45], для чего требовались воинская сила и организация. Таковыми отличались низовые казачьи городки. И. Ф. Быкадоров ссылается на некие «старинные иностранные карты и другие исторические данные», согласно которым до похода турок на Астрахань 1569 г. будто бы существовали городки Атаманский, Красный Яр и Раздоры Нижние [2. - С. 109].
И. М. Сулин писал: «...нужно думать, что в числе этих четырёх построен был и Раздорский городок» [3].
Н. С. Коршиков и В. Н. Королёв, проанализировав источник, а также исследование П. П. Сахарова, считали, что «...наиболее вероятным представляется их расположение на Верхнем Дону, откуда казакам Сары-Азмана было удобнее всего перехватывать ногайских послов и купцов на реке Воронеж». По Н. А. Мининкову же «городы» Сары-Азмана помещались на самом Дону вблизи Переволоки» [2. - С. 110].
Таким образом, к концу 40-х гг. XVI в. донские казаки постепенно овладели Нижним Доном и стали представлять угрозу для турецкого Азова.
Как считает Мининков, «выходцы из русско-татарской Мещёры, Рязанской и Северской земель поставили на Дону свои первые поселения. Располагались они у Переволоки. Есть основания предполагать, что имелись они и ниже по Дону, на ближних подступах к Азову, откуда можно было угрожать этой турецкой крепости, например в Донецких Раздорах. Источники, правда, не сообщают о наличии там на рубеже 40-50-х гг. XVI в. каких-либо казачьих поселений. Однако исключать вероятность появления в тех местах казаков не приходится: во-первых, потому, что «раздорина» Донца при впадении его в Дон была местом, где двигавшиеся вниз по Донцу севрюки встречались со спускавшимися по Дону рязанцами; во-вторых, в том месте, покрытом густым пойменным лесом, с многочисленными речными протоками, легко было укрываться от врагов; в третьих, Раздоры располагались рядом с Азовом. И, наконец, известно, что Раздоры Донецкие являлись во второй половине XVI в. одним из самых известных казачьих поселений. Именно там, как доносил в 1570 г. царский посол Иван Новосильцов, «от Азова за три днища» находились «ближние зимовища атаманские» [2. - С. 114-115].
В грамоте, подписанной царём Иоанном IV (Грозным) 3 января 1570 г. и посланной на Дон с боярином Новосильцовым, казакам и их атаманам Мамину и Яковлеву предписывалось слушаться Новосильцова во всех государевых делах, «тем бы есте нам послужили, а мы вас за вашу службу жаловати хотим». За службу по охране царского посла впервые всему казачьему войску было обещано жалование.
Грамота от 3 января 1570 г. - первая известная царская грамота донским казакам. В конце XIX в. её условно посчитали датой создания Всевеликого Войска Донского. П. П. Сахаров считал, что грамота могла быть зачитана Иваном Новосильцовым атаманам и казакам в Раздорском городке. С ним согласен и В. Н. Королёв, который также считает, что в 1570 г. Раздорский городок уже существовал [4. - С. 60].
Легенды и были
Первое письменное сообщение о городке относится к августу 1571 г. и связано с проездом по Дону в Константинополь русского посланника Ишеина. Его сопровождали из Москвы до Азова Игнатий Кобяков и казачьи атаманы Мамин и Яковлев. В царской грамоте Кобякову предписывалось проводить Ишеина в Азов, а затем «взгребсти вверх Дону о Раздорах Донецких» и там дожидаться государева указа, а атаманам Баламутову, Кошелеву и Носу - быть при Кобякове [5. - С. 126].
Грамота указывает на значимость городка как главного центра казаков, подчёркивает важность его географического и военно-стратегического расположения. Из Руси и сопредельных государств «в казаки» уходили двумя основными путями по рекам Дон и Северский Донец. В устье Северского Донца эти пути пересекались и именно здесь, на Раздорском острове, первоначальной селились казаки.
«Протяжённость острова от нижнего устья Северского Донца до верхнего равнялась двадцати большим верстам. В поперечнике, в самом широком месте, он простирался на пятнадцать больших вёрст. Самое высокое место острова находилось у его нижней оконечности. Оно было не велико: в длину вёрст с пять, а в поперечнике около трёх. Здесь издавна помещался главный Раздорский городок - Нижние Раздоры...» [6. - С. 14].
От месторасположения городка происходит и его название: среди различных значений слова «раздор» (легенды рассказывают о братьях атаманах, не поделивших турчанку-полонянку, или о том, что между казаками и турками, татарами были постоянные ссоры-раздоры) в словаре В. И. Даля имеется и топографическое, означающее разделение реки на протоки, разбитое на рукава, устье, дельту [7. - С. 6].
Сегодня Дон четко вырисовывает контуры острова Поречный напротив станицы Раздорской. Именно здесь и располагался Раздорский городок.
«Раздоры был самый нижний городок на Дону в XVI в. - писал В. Д. Сухоруков. - Он был тогда главным местом в казачьих владениях, и в нём имел пребывание войсковой атаман. Верховые казаки большею частою бродили по Волге и в улусах ногайских, а низовые собирались всегда в Раздоры и отсюда партиями и в совокупности отправлялись воевать Азов и разъезжали по морям Азовскому и Чёрному. Раздоры были главным сборным местом казаков, и тут всегда можно было найти многолюдство» [1. - С. 101].
Легенды и предания, письменные источники донесли до наших дней сведения о пребывавши в нём знаменитых атаманов XVI-XVII вв.: Ермака Тимофеевича, Михаила Черкашенина, Смаги Чертенского, Епифана Радилова, Ивана Каторжного, Михаила Татаринова и др.
Ещё в 1930-х гг. на восточной окраине станицы, напротив острова Поречный, была цела Ермакова роща. По преданиям, в ней Ермак Тимофеевич с казаками-дружинниками делал струги для своих знаменитых походов.
Путь Ермака в Сибирь начинался с Дона. Недаром летом 1893 г. Раздорскую посетил великий русский художник В. И. Суриков. Образы казаков станицы - Арсения Ковалёва и Макара Агаркова послужили прототипами Ермака и его сподвижника есаула Ивана Кольцо для написания картины «Покорение Сибири Ермаком» [8].
«Заключите союз с азовцами...»
В письменных источниках конца XVI в. Раздорский городок упоминается несколько раз. Как указывает Мининков, «одним из самых главных казачьих городков являлись в то время Донецкие Раздоры, расположенные при впадении в Дон Северского Донца. На этот счёт имеются косвенные свидетельства. Так, в 1584 г. посол Борис Благово доносил в Москву, что он наказал посольские «суды взогнати вверх до Раздоров» от Азова, «и велел те суды приказати атаманом донским». Таким образом, Борис Благово, прошедший весь Дон сверху донизу и видевший многие городки, считал, что именно в Раздорах, скорее всего - в Нижних, было местопребывание тех, кого он называл донскими атаманами. Едва ли атаманы из Раздор были в 80-х и 90-х гг. во главе всего казачества. Но несомненно то, что Раздоры являлись одним из важнейших на Дону центров» [2. - С. 137].
В грамоте царя Фёдора Иоанновича от 31 августа 1584 г., присланной атаману Ивану Кишкину с посланником Борисом Благово, следовавшим в Константинополь, царь повелевал казакам прекратить все ссоры с азовцами, дабы не препятствовать благополучному проведению переговоров, и быть на Дону миру до тех пор, пока посланник не возвратится из Константинополя в Азов. Казакам поручалось проводить его до города Ряжска, «а какие именно низовые атаманы и казаки останутся от Азова до Раздоров, дожидать нашего посланника, о тех пришлите к нам список, и мы наградим их нашим жалованьем». В. Д. Сухоруков полагал, что в то время ниже Раздор по Дону до самого Азова казачьих городков ещё не было [1. - С. 73].
Мининков говорит о Раздорах: «в 1586 году этот городок вновь был особо выделен правительством среди прочих казачьих поселений. Послу В. Биркину, следовавшему в Азов, вменялось в обязанность оставить «в Раздорах Донетцких» или «в котором месте пригож» сына боярского, чтобы тот «поджидал от царя Саадат Кирея вести». В Москве, следовательно, считали, что на Дону Раздоры занимают особое положение и именно в этом городке сын боярский мог бы наилучшим образом выполнить ответственное поручение» [2. - С. 137-138].
Из грамоты 1587 г. известно, что царь Фёдор Иоаннович убеждал ногайских князей после соединения с российским войском на Дону у Донецких Раздор выступить против крымских татар [1. - С. 71].
Следующее упоминание Раздорского городка - в царской грамоте от 21 марта 1592 г., переданной на Дон послом Григорием Нащокиным, который с посольством направлялся в Константинополь.
Как пишет Сухоруков, «царь вручив Нащокину грамоту к султану и дав нужные наставления 6 апреля 1592 г. отправил его из Москвы. Нащокин плыл Доном до (нижних) Раздоров спокойно и с приличными званию его почестями; тут (в Раздорах) собралось тогда множество казаков для встречи товарищей своих, отправлявшихся с атаманом Жегулиным на поиски по Азовскому морю. Не дошед до Раздоров за три версты, посол остановился на Гостином (Гостине) острове и на другой день, т.е. мая в 31 день, послал в Войско атамана верховых казаков Вишату Васильева с товарищи звать атаманов и казаков для выслушания государевой грамоты» [1. - С. 79, 82].
В грамоте царь указывал казакам, «как Григорей Нащокин пойдёт в Азов, и вы б его провожали, и после как Азов пройдёт... вы б были с нашим сыном боярским с Петром Хрущевым на Дону в Раздорех, в которых местех пригоже», то есть в главном городке донских казаков [9. - С. 70].
Царь повелевал казакам «дожидаясь возвращения посла заключить мир с азовцами, прекратить набеги на турецкие области и отдать Нащокину всех находившихся у них турецких пленных, обещая за них заплатить. В случае же ослушания угрожал казакам опалою, отправлением на них сильной рати и построением на Дону (на Раздорах) города» [1. - С. 79].
Прибыв в Константинополь, Нащокин склонил турецкого султана к мирному договору с русским царём. Хотя сделать это ему было нелегко из-за продолжавшихся на Дону военных действий казаков с турками. Послу также было сказано, что в 1592 г. крымский хан, жалуясь на донских казаков султану, писал к нему: «поставил де государь ваш новых четыре городы: близко Азова, на Маночи, да в Черкаской и в Раздорех, и из тех городков казаки, приходя, Азову тесноту чинят...» [1. - С. 87].
Царь Фёдор Иоаннович, желая мира с султаном, в то же время считал казаков своими Союзниками в борьбе с Турцией и в марте 1593 г., несмотря на сложность положения, всё же отправил на Дон с атаманом Ванюковым жалованье.
В грамоте от 20 марта 1593 г. царь писал казакам: «Ссоры ваши с азовцами препятствуют желанию нашему иметь союз с турками, и наш посланник (Нащокин) претерпел через то в Константинополе многие неприятности; но благоразумием своим успел склонить султана отправить к нам посла своего. Покажите теперь верную службу вашу, заключите союз с азовцами и лучше терпеливо сносите от них обиды, но их не трогайте, по крайней мере, дотоле, пока приедет к нам турецкий посланник. Если же не послушаетесь, положу на вас мою опалу, не дозволю бывать в Москве и пошлю на низ Доном к Раздорам большую мою рать, на Раздорех велю поставить мой город и вас сгоню с Дону» [1. - С. 87].
Раздорская или Аксай?
В. Н. Королёв считает, что один из четырёх новых казачьих городков, построенных в 1592 г., - городок «в Роздорех» - это Верхние Раздоры (Бабский) [4. - С. 60]. Располагался он выше Нижних Раздор также на одном из островов в дельте Северского Донца (по предположению археолога М. И. Крайсветного, нынешний остров Куркин). Учёный доказал также, что Нижние Раздоры - это знаменитый Раздорский городок, и «город Аксай, а до этою Аксайская станица не носили такого названия».
Надо отметить, что среди различных названий, приписываемых Аксайскому городку, встречается и название Атаманский городок, что указывает якобы на его главенство среди других городков.
С. Г. Сватиков и И. Ф. Быкадоров считали, что Атаманский был первой столицей донского казачества, ещё до Раздор. Но, по утверждению В. Н. Королёва, «это мнение оказывается ошибочным: первым известным центром казаков были всё-таки Раздоры...; затем центр переместился в Монастырский городок» [4. - С. 62].
Название «Верхние Раздоры» просуществовало недолго, и впоследствии за ним закрепилось новое название Бабский. Название «Нижние Раздоры» так же недолго просуществовало. На это указывают карты голландцев Гесселя Герритса (1614 г.) и Исаака Массы (1633 г.). На картах отражено расселение казаков по Дону при Борисе Годунове (1598-1605 гг.), и на них среди прочих городков показаны Раздоры [2. - С. 161-163]. С этого времени в последующих источниках этот городок стал называться Раздорами, или Раздорским городком. Название его и унаследовала нынешняя Раздорская.
Проводимые в последние годы археологические исследования на островах Поречный и Куркин прольют свет на точное месторасположение Верхних и Нижних Раздор.
См. также Часть 2
|