Санборский К. Слобода Ефремовка Таганрогского округа // Донской временник. Год 2008-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2007. Вып. 16. С. 146-149. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/13/art.aspx?art_id=620
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2008-й
Неклиновский район Ростовской области
К. Санборский
СЛОБОДА ЕФРЕМОВКА ТАГАНРОГСКОГО ОКРУГА
История села Ефремовка Неклиновского района Ростовской области
Очерк о Ефремовке, расположенной в Неклиновском районе, километрах в сорока от Таганрога, был опубликован в 1 и 2 номерах «Донских епархиальных ведомостей» за 1896 год. Село это (ранее - слобода), основанное в 1853 году, примечательно во многих отношениях. Во-первых, его с полным правом можно назвать «чеховским местом»: юный Чехов дважды гостил у своего приятеля Василия Зембулатова в усадебке Котломино, которая находилась отсюда в трёх верстах, пел на клиросе в ефремовской Тихвинской церкви и даже подружился со священником Петром Колпиковым (его имя упоминается во второй части очерка). Во-вторых, в 1920-е годы здесь проживал известный писатель Валентин Овечкин; в Ефремовке он организовал драматический и хоровой кружки, шумовой оркестр, учительствовал, заведовал избой-читальней, создал на землях помещика Деркачёва одну из первых в Приазовье сельскохозяйственных коммун. В-третьих, Ефремовка по своему расположению - частью на склонах холмов, частью в котловине, по-над берегом речки Мокрый Еланчик, - уютна и красива; особенно замечательный вид на неё открывается с севера, со стороны Атамановки, и с запада - с дороги на Фёдоровку, и потому весьма странными воспринимаются слова автора очерка: «далеко не живописная местность», «скучная слобода»… И снова хочется вспомнить знаменитое чеховское: «Это фантастический край. Донецкую степь я люблю, и когда-то чувствовал себя в ней как дома, и знал там каждую балочку». К сожалению, следов старины в селе не осталось. Церковь Тихвинской Божией Матери, которой посвящена вторая половина очерка, разрушена перед Великой Отечественной войной, на её месте - представительный Дом культуры. Что ж, скажем спасибо священнику К. Санборскому, оставившему нам ценные свидетельства о том, чем богата была ефремовская святыня. И будем надеяться, что история села будет написана в недалёком будущем.
Текст воспроизводим в соответствии с правилами современной пунктуации.
От редакции
I. Население слободы Ефремовки Таганрогского округа
Население слободы Ефремовки Таганрогского округа сравнительно недавнее, оно относится в шестидесятым годам настоящего столетия. Жители её малороссы, переселённые сюда во время крепостного права бывшею их помещицею Платовою из слободы Даниловки Усть-Медведицкого округа Области войска Донского. Название своё слобода получила от той же помещицы, жены подполковника графини Анны Стефановны Платовой, урождённой Ефремовой. В соседстве со слободой находятся ближайшие слободы и посёлки: к северо-западу слобода Фёдоровка, в пяти верстах; на запад посёлок Васильево-Ханжоновский, в 10-ти верстах; на юг посёлок Ивановский, в 9-ти верстах; и на восток слобода Греково-Тимофеева, в 12-ти верстах. От ближайшего города Таганрога слобода Ефремовка находится на расстоянии 40 вёрст и расположена вдоль левого берега незначительной, маловодной речки Мокрый Еланчик, которая в летнее время во многих местах своего течения совсем почти пересыхает. Местность, занятая слободой, принадлежит вообще к далеко не живописным: самая слобода на неровном месте, почти в котловине, окружённой со всех сторон горами и холмами, и если бы не речка, протекающая между возвышенностей гор около самой слободы по направлению с востока на запад и несколько оживляющая собой угрюмую местность, трудно, кажется, представить во всякое время года поселение скучнее слободы Ефремовки. Обширная, в одну десятину 909 кв. саж., в северной части слободы церковная площадь окружена бедными домами местных крестьян-прихожан. Довольно поместительная, всегда тщательно ремонтируемая, по средине этой площади на значительной её возвышенности приходская церковь и на углу её довольно старый каменный под железной крышей подцерковный дом бедного священника составляют украшение площади и всей слободы. Каменное под железной крышей довольно обширное здание местной церковно-приходской школы могло бы более украсить церковную площадь, но оно стоит далеко от неё, построено в одну линию с другими крестьянскими домами и среди них незаметно, тем более что по своей постройке очень низко.
В состав Ефремовского прихода входят в настоящее время два незначительных посёлка: Котломинский и Кутейников, получившие своё название от бывших своих помещиков; население их несравненно древнее слободы Ефремовки: относится к началу нынешнего столетия.
На первых порах во время помещичьего права жители слободы Ефремовки жили с большим сравнительно, чем ныне, достатком, и мало в чём нуждались. Помещица их, особа очень гуманная, относилась к своим крестьянам с редким в то время добродушием и христианской любовию, несколько не стесняла их строгостию надзора над их работами в пользу своей экономии, что давало им полную возможность трудиться для себя и богатеть. Имением её в то время в слободе заведовал управляющий, пользовавшийся неограниченным доверием владетельницы; он имел у себя несколько сподручных из крепостных слободы приказчиков, которые всякими законными и незаконными способами благодетельствовали своим односельцам, конечно, в ущерб интересов своей помещицы. При отмене крепостного права последняя предлагала своим крестьянам на самых выгодных для них условиях приобрести в собственность значительную часть её земли, но крестьяне, выходя из ложного убеждения, что вся земля от помещиков должна без всякой покупки переходить во владение их личных крестьян, отклонили её благой совет. Некоторые только из крестьян, сознавая и тогда ложность убеждения своих односельцев, купили незначительное количество её земли в собственность и в настоящее время живут зажиточно, но их очень немного. Вслед за отменой крепостного права вся почти земельная собственность графини Платовой куплена была банком, а последний в скором времени продал её немцам, которые и поселились в очень большом числе в районе слободы. Крестьяне поняли тогда вполне своё заблуждение, стали горько раскаиваться в ошибке, не переставая горевать о ней и до настоящего времени. И вот теперь, когда их со всех сторон стали теснить немцы-колонисты, когда, благодаря главным образом последним, арендная плата за землю возвысилась до значительной степени, крестьянам стало жить не совсем легко на своих незначительных наделах. Привыкши за прежнее время жить в довольстве, пользоваться от помещицы почти даровою землёю, они не могут примириться с положением безземелья, почему некоторые из них в числе нескольких семейств, в надежде найти для себя даровую землю, лет около двадцати тому назад стали бросать своё хозяйство, свои наделы и благоприобретенную землю и отправлялись искать удобств жизни в степях Задонских и Ставропольской губернии, а некоторые возвратились в Усть-Медведицкий округ, родную свою Даниловку, откуда они переселены были ранее помещицею. Из переселившихся в Ставропольскую губернию многие, испытав там неудобства жизни для себя, но, к счастью, не успевшие ещё до того времени продать своих усадеб и наделов в Ефремовке, за последнее время стали возвращаться обратно в слободу в самом жалком виде и без всяких почти средств принуждены вновь заводить своё хозяйство.
Жители слободы Ефремовки занимаются исключительно земледелием; других каких-нибудь источников жизни у них не было и теперь нет. Жилища свои и другие надворные постройки они устраивают из земляного кирпича; есть, впрочем, несколько десятков домов и деревянных, но это по большей части те старые уже здания, которые лет тридцать с лишним тому назад перенесены их владельцами при первоначальном переселении слободы из Усть-Медведицкого округа на настоящее место. Устройство домов из земляного кирпича очень выгодно по своей дешевизне для жителей, потому что материал этот очень просто приготовляется самими же крестьянами; устроенные же из хорошо приготовленного земляного кирпича здания отличаются теплотою и прочностию и на случай пожара они на много безопаснее деревянных. Благодаря, между прочим, устройству построек из такого материала, слобода не подвергалась разорительным пожарам, от которых сгорали бы дома и другие надворные постройки со всем имуществом.
Приход слободы Ефремовки состоял прежде из самой слободы и четырёх довольно значительных посёлков и в настоящее время он очень невелик: состоит всего из 202 дворов, а душ по исповедным росписям числится мужеска пола 822, женска 781 душа.
II. Церковь во имя Тихвинской Божией Матери
До построения церкви в слободе Ефремовке богослужение для прихожан в течение трёх лет (1859-1861) совершалось определённым сюда священником в молитвенном доме, принадлежавшем местной помещице. В 1862 году, с благословения Высокопреосвященнейшего Иоанна, Архиепископа Донского и Новочеркасского, усердием и на средства жены подполковника графини Анны Стефановны Платовой была построена церковь и в том же году 13 ноября, с благословения того же Архипастыря, местным Новониколаевским благочинным священником о. Василием Михайловским освящена во имя Божией Матери в честь Тихвинской Ея иконы. Св. антиминс, выданный тогда во вновь освящённую церковь, за ветхостию переменён в 1867 году; употребляемый же при богослужении в настоящее время освящён в 1867 году 28 июля Архиепископом Донским и Новочеркасским Платоном. Церковь каменная, кирпичная, с такою же под одной крышей с ней колокольней; покрыта она железом, окрашенным в зелёный цвет. С внешней стороны храм довольно красив; в основании своём он имеет вид правильного квадрата, с одним, выходящим на восток, алтарным полукружием; увенчан пятью небольшими круглыми с позлащёнными на них крестами главами, из которых средняя возвышается над остальными четырьмя. Колокольня зданием своим почти на половину выше церкви, глава её конусообразная. Церковь обнесена каменною кирпичною оградою, с правильными крестообразными в ней фигурами для просветов, покрыта тёсом. В северо-западной стороне ограды устроена из кирпича поместительная о двух комнатах с коридором церковная сторожка. В церковной ограде растёт несколько десятков разных пород деревьев, преимущественно акаций, некоторые из них посажены в год постройки церкви и уже довольно старые; в последние же два года ограда засажена молодыми деревьями, среди которых есть несколько и фруктовых. В ограде этой погребены служившие при этой церкви два священника: Симеон Евфимьевич Евфимьев и Андрей Григорьевич Левитский; над могилой последнего сооружён каменный в виде гроба памятник с положенной сверх его плитой, с крестом и надписью на ней о времени рождения и смерти усопшего. Над могилой же о. Евфимьева положена каменная плита с рельефным на ней изображением креста без надписи. Снаружи и внутри храм оштукатурен и по местам украшен очень хорошей живописью, особенно же хорошо он украшен ею в куполе, где изображена величественная и достойная благоговейного внимания молящегося художественная картина из ветхозаветной истории, именно «Сон патриарха Иакова». Патриарх изображён на ней молодым юношей, в полный рост большого человека, спящим с камнем в возглавии среди девственной природы; в некотором отдалении от него, с обращёнными к нему благоговейными взорами множество ангелов с разных сторон окружают избранника Божия, при чём некоторые из них стоят ближе, другие издали, как бы спускаются к спящему, а некоторые в отдалении от него в лёгком сиянии света, окружая престол сидящего на нём Господа Саваофа, с высоты как бы самого неба, взирают на патриарха. Алтарь с отдельной при нём комнатой для ризницы, по сравнению с величиной церкви, очень велик - занимает треть всей её вместимости; выкрашен он весь масляной светло-голубой краской; вверху его изображён Господь Саваоф в виде ветхого деньми старца со скипетром в одной руке и державой в другой; с правой стороны от горнего места на стене изображена во весь рост Божия Матерь, с левой Пророк и Предтеча Господень Иоанн; по стенам по обеим сторонам от них изображены св. апостолы. В алтаре хранятся три напрестольных чеканной работы серебряных креста, один из них сребро-позлащённый, с таким же пьедесталом, величиною 8 вершков, весом 1 фун. 50 зол. Дарохранительница сребро-позлащённая, хорошей чеканной работы, весом 3 фун. чистого серебра. Евангелий четыре; два из них большого формата на александрийской бумаге; одно из них, употребляемое только во время праздничного богослужения, ещё новое. На лицевой стороне имеет крышку накладного серебра с изображением посредине в отделанном светлыми камнями овале образа Воскресения Христова, по углам в таких же овалах изображения св. евангелистов; величиною оно в вышину 10, в ширину 7 вершков, печатано в Московской синодальной типографии в 1857 году. На горнем месте в нише находится величественный образ сидящего на престоле Спасителя, вечного первосвященника, прекрасной живописи; написан он на полотне, в вызолоченной резной за стеклом раме, величиной в вышину 2 арш. 12 верш., в ширину 1 арш. 10 верш. Ниже этого образа на липовом вызолоченном пьедестале в резной вызолоченной за стеклом раме помещается образ храмовой иконы Тихвинской Божией Матери с Предвечным Младенцем в правой руке художественной работы, написан на липовой доске, величиной в вышину 8, в ширину 7 вершков. Иконостас храма небольшой, в один ярус, верх его устроен в виде треугольника, увенчанного крестом; иконостас весь липового дерева, хорошей работы, местами украшен резьбой, вызолочен листовым золотом; живопись его академическая. Царские врата резные, густо вызолоченные, с изображением на них по средине образа Благовещения Божией Матери, по углам св. евангелистов с их символами. Лики Спасителя, Божией Матери и св. угодников в иконостасе изображены во весь рост, правильно, в православном характере; величиной все они в высоту 1 арш. 12 верш., в ширину 14 верш., сияния над их главами сребро-позлащённые. Ниже солеи по правую сторону амвона на двух отдельных с позлащёнными пьедесталами аналогиях находятся иконы: на одном храмовая Тихвинской Божией Матери, в сребро-позлащённой ризе в резном за стеклом позлащённом киоте, величиной в вышину 7, в ширину 6 верш., весу в ризе 55 золотн. На другом аналогии помещается икона с частицами мощей св. угодников; мощи их хранятся в сребро-позлащённом квадратной формы ящичке, вделанном в средину самой иконы, на которой по обеим сторонам её изображены св. угодники; мощи которых здесь хранятся. На сребро-позлащённой дощечке, прикрывающей в иконе углубление, где в ящичке хранятся нетленные мощи, следующая надпись: «Под дщицею сохраняются нетленные мощи: Николая Чудотворца, евангелиста Луки, великомученика Димитрия, преподобного Варлаама болярина, преподобного Никона, игумена Печерского, преподобного Моисея чудотворца, преподобного Пимена постника, преподобного Симона, епископа Суздальского, преподобного Григория чудотворца, преподобного Ипатия целебника, преподобного Алипия иконописца. Икона эта в резном киоте за стеклом, величиной в вышину 8, в ширину 9 верш. Икона, как свидетельствует церковная летопись, пожертвована в 1860 г. ещё в бывший до построения церкви молитвенный дом помещиком хорунжим Михаилом Андреевичем Кутейниковым и составляла до того времени фамильную святыню господ Кутейниковых; но когда и от кого перешла к последним эта замечательная икона, никаких более или менее точных сведений об этом ни от кого добыть не пришлось.
Ризница при Тихвинской церкви довольно порядочная; в ней не мало есть ценных парчёвых и бархатных риз, хотя не особенно новых; два, впрочем, полных священнические облачения - светлое парчёвое и траурное бархатное приобретены за последние два года стараниям священника частию на церковные средства, частию на пожертвования прихожан церкви. Церковная библиотека значительна, в ней достаточное количество книг и журналов религиозно-нравственного содержания. Церковные письменные документы хранятся в церковном архиве с 1859 года. Церковное имущество: богослужебные сосуды, кресты. Евангелия, иконы, кроме вышеописанной со св. мощами, священные облачения и прочая более или менее церковная утварь, всё это по большей части дар строительницы храма, графини Платовой, которая обеспечила навсегда и причт церкви наделением его в количестве 60 дес. землёю и, кроме того, ею же положено в государственный банк на вечное время 2 тыс. руб. серб., половиною процентов с которых пользуется причт, а другая расходуется на ремонт церкви, согласно завещанию жертвовательницы.
В период 36-летнего существования Ефремовского прихода в нём служило восемь священников; служащий в нём в настоящее время по счёту уже девятый священник. Такая довольно частая смена священников в приходе объясняется главным образом малочисленностию и сравнительною его в последнее время бедностию. Объяснение это может быть подтверждено тем фактом, что в первое время существования прихода, когда он был многочисленнее и самые прихожане жили в несравненно большем достатке, священники служили здесь лет по восемь и более, в последующее же затем время, когда приход стал малочисленнее и беднее, когда прихожан со всех сторон стали теснить немцы, и священники, теснимые нуждой и недостатками, служили в нём недолго; за последнее же десятилетие здесь служит уже пятый священник. Первым священником в Ефремовском приходе был о. Михаил Левитский, Донской уроженец, духовного происхождения, из среднего отделения Новочеркасского Духовного Училища, прослужил он в здешнем приходе 9 лет с месяцами. За ним следует родной брат его о. Пётр Колпиков, бывший в этом же приходе ранее и дьяконом, он Донской уроженец из I класса Екатерининской духовной семинарии. После него сюда поступил священником родной брат первых двух служивших здесь священников оо. Левитских о. Андрей, не прослуживший здесь и одного года и здесь же скончавшийся; он был из окончивших курс наук в Воронежской Духовной Семинарии. Затем следует о. Симеон Евфимьев, скончавшийся также в этом приходе; он иногороднего происхождения, священнический сын, уволен из низшего отделения Тамбовской Духовной Семинарии. Его место заступил сын его о. Симеон Евфимьев, из начётчиков местной духовной семинарии. После него служил о. Михаил Вилков, Донской уроженец, священнический сын, студент местной духовной семинарии; затем служил здесь о. Аристарх Григоревский, иногороднего происхождения, священнический сын, окончивший курс также в местной духовной семинарии. Для пяти из перечисленных священников Ефремовский приход был первым местом их служения в этом звании.
Наше описание Ефремовского прихода было бы не окончено, если бы мы не сказали ещё несколько слов о его прихожанах. Прихожане Тихвинской церкви вообще люди добрые, особенно дурных каких-нибудь наклонностей и пороков среди них незаметно. Как христиане, они довольно усердны к церкви, к слушанию пастырских поучений, но особенно, впрочем, расположены к помощи приходскому своему духовенству, чем отчасти, помимо указанной выше причины - малочисленности и сравнительной бедности прихода, объясняется довольно частая смена у них священников. Духовенство заботится об укреплении вверенных ему прихожан в правилах православной веры и доброй нравственности, для чего часто совершает богослужения, говорит за ними поучения о предметах христианской веры и нравственности, в воскресные и праздничные дни неопустительно ведёт внебогослужебные собеседования, которые посещаются прихожанами исправно, в особенности в осеннее время. Грамотность в приходе развита, можно сказать, значительно; это объясняется тем обстоятельством, что хотя до 1886 года здесь не было церковно-приходской школы, но приходское духовенство всегда обучало детей прихожан грамоте, для чего оно открывало им двери своих квартир и в течение осеннего и зимнего времени безвозмездно занималось обучением детей чтению, письму, а также изучением ими псалтири, часослова и св. истории. Из потрудившихся в этом деле священников особенным усердием, по мнению самих прихожан, отличался первый из служивших здесь священников о. Михаил Левитский, что подтверждается и документальными данными: труды его обратили на себя внимание начальства и в скором времени по поступлении в приход о. Левитский за труды по обучению детей прихожан грамоте был удостоен награды набедренником.
|