Дольников Григорий Устинович // Герои Дона : биобиблиографический справочник / Донская государственная публичная библиотека ; сост. Н. Н. Зайцева. Ростов-на-Дону, 2017 – . URL: http://donvrem.dspl.ru/archPersonaliiArtText.aspx?pid=32&id=1193
Дольников Григорий Устинович
08.05.1923, деревне Сахаровка Горецкого уезда Смоленской губернии (в настоящее время - Горецкого района Могилёвской области, Республика Беларусь) - 23.03.1996, Москва, лётчик-истребитель 100-го гвардейского истребительного авиационного полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт). Герой Советского Союза
Окончил семь классов в деревне Панкратовка (1937), школу ФЗУ в Минске. До 1940 года работал слесарем на Минском вагоноремонтном заводе и занимался в аэроклубе. В апреле 1940 года по комсомольскому набору в авиацию и морской флот призван в Красную Армию.
Учился в Батайской авиационной школе лётчиков имени А. К. Серова. В конце 1941-го авиашкола перебазировалась в Евлах (Азербайджан). В феврале 1943-го Григорий Дольников окончил школу и поступил в 25-й запасной авиаполк, базировавшийся в Азербайджане. Спустя два месяца молодой лётчик переводится в 494-й истребительный авиацинный полк, который находился на переучивании и пополнении.
С июня 1943 года младший лейтенант Г. У. Дольников на фронтах Великой Отечественной войны в составе 100-го Гвардейского истребительного авиационного полка (4-я Воздушная армия, Северо-Кавказский фронт). Летал на истребителе Р-39 «Аэрокобра». В августе 1943 года в боях над Донбассом совершил 35 боевых вылетов, в 16 воздушных боях сбил три самолёта противника.
30 сентября 1943 года в воздушном бою над рекой Молочной Григорий Дольников был ранен в правую ногу. Покинув самолёт с парашютом над вражеской территорией, он попал в плен. В ночь на 2 декабря 1943 года состоялся побег и до 20 марта 1944 года воевал в партизанском отряде на территории Одесской области. В апреле 1944 года вернулся в полк.
Воевал на 2-м и 1-м Украинских фронтах. К 9 мая 1945 года гвардии капитан Г. У. Дольников совершил 160 боевых вылетов, провёл 42 воздушных боя, в которых сбил лично 15 и в паре один самолёт противника.
После окончания войны продолжал служить в ВВС и прошёл путь от помощника командира истребительного авиаполка до командира истребительной дивизии, корпуса, командующего 34-й Воздушной армией (Закавказский военный округ).
Окончил Курсы начальников воздушно-стрелковой службы при Липецкой высшей офицерской школе ВВС (ноябрь, 1945), Военно-Воздушную академию (Монино, 1955), Высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба (1968).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1978 года за мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны, высокие результаты в боевой подготовке войск и освоении сложной боевой техники в послевоенные годы, удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Заслуженный военный лётчик СССР (1965).
С июля 1987 года генерал-полковник авиации Г. У. Дольников – в запасе. Жил в Москве.
Сочинения
Летит стальная эскадрилья / Г. У. Дольников. М. : Воениздат, 1983. 221 с., 10 л. ил. (Военные мемуары).
Литература
- Человек из легенды / А. Сгибнев // Герои и подвиги. Кн. 2. М. : Воениздат, 1964. С. 237‑243.
- Герои Советского Союза : крат. биогр. слов. : [в 2 т.] / М-во обороны; редкол. И. Н. Шкадов (председатель) и др. М.: Воен. изд-во, 1987. Т. 1. С. 439-440.
- Питомцы первой батайской / авт.-сост. Г. Д. Костенко. Ростов н/Д. : Книга, 2010. С. 8.
<…>
На площадке Таганрога мы базировались больше недели. Здесь все напоминало о недавнем присутствии немцев. Фашистским летчикам создали хорошие бытовые условия и даже комфорт. В отлично защищенных и оборудованных землянках осталось много нацистской литературы, портретов фашистских вождей, различных порнографических изданий и открыток. Поспешно отступая, гитлеровцы бросили неисправные самолеты и большой запас боеприпасов.
Поскольку повсюду валялось множество портретов Гитлера, кто-то из летчиков предложил использовать их как мишени для тренировочной стрельбы из пистолетов. И дело приняло такой оборот: поднявшись поутру, каждый пилот, выходя из землянки, в первую очередь стрелял в портрет бесноватого фюрера. Затем Гриша Синюта не без помощи аэродромщиков завладел целым складом немецких гранат ‑ «лягушек». Синюта — одессит, в самом начале войны воевал в пехоте. Почему и как туда попал — мы толком не знали, а он на этот счет не распространялся. Однако оружие пехоты: гранаты, пулеметы, автоматы разных систем — Гриша знал превосходно, и с его помощью мы взяли на вооружение и тоже начали использовать для тренажа немецкие «лягушки».
Как-то принялись бросать их на дальность. Чтобы как можно дальше забросить гранату, придумали усовершенствование. Привязывали «лягушку» к веревке и, раскрутив над головой, пускали в нужную сторону. Но вот одна граната оборвалась и, зловеще шипя, упала тут же, рядом с нами. Последовал взрыв... И вот результат. Те, кто успел упасть па землю, остались невредимы. А Коля Новиков и Дмитрий Глинка кинулись бежать, и осколками их ранило в ноги. Ранения, к счастью, оказались легкими. А шуму, конечно, было много.
Летчики постарше участия в подобных мероприятиях, как правило, не принимали, кроме Дмитрия Глинки. Он вообще был очень неровным: временами чересчур серьезным, а временами готов играть не только с нами, но и с детьми. При всей неустойчивости характера Дмитрий, однако, сумел сохранить лучшие свои качества: душевную чистоту, правдивость, самую искреннюю любовь к друзьям, живость и четкость мысли, которую легко было принять за трезвую практичность, умение найтись. Такие крайности как-то легко совмещались в нем.
<…>
Летит стальная эскадрилья / Г. У. Дольников. М. : Воениздат, 1983. С. 72-73