Шинкаренко Фёдор Иванович // Герои Дона : биобиблиографический справочник / Донская государственная публичная библиотека ; сост. Н. Н. Зайцева. Ростов-на-Дону, 2017 – . URL: http://donvrem.dspl.ru/archPersonaliiArtText.aspx?pid=32&id=1169
Шинкаренко Фёдор Иванович
04(17).02.1913, посёлок Ново-Николаевский Ростовского округа Области войска Донского, ныне село Новониколаевка Азовского района Ростовской области – 23.04.1994, посёлок Монино Щёлковского района Московской области, командир авиаэскадрильи 7-го истребительного авиационного полка (59-я истребительная авиационная бригада, 7-я армия, Северо-Западный фронт), Герой Советского Союза
Родился в многодетной крестьянской семье. Фёдор был старшим и поэтому с детства приходилось помогать отцу, Ивану Игнатьевичу. После окончания четвёртого класса поступил в школу ФЗУ в Азове, где получил специальность слесаря. Трудовой путь начинал в МТС под станицей Вёшенской, но вскоре переехал в Ростов-на-Дону с мечтой ‑ стать лётчиком. Летом 1932 года в Ростове Фёдор Шинкаренко получил удостоверение инструктора-планериста, а осенью был призван в Красную Армию.
Окончил 1-ю военную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова (1933, далее ‑ Качинская краснознамённая военная авиационная школа) и до 1937 года был в ней лётчиком-инструктором, командиром звена, лётчиком-испытателем.
С марта 1937 года Фёдор Шинкаренко служил в 6-й скоростной бомбардировочной эскадрилье (Ленинградский военный округ), где начинал младшим лётчиком и вырос до командира отряда. Через год переведён в 38-й истребительный авиационный полк того же округа (город Пушкин): командир звена, помощник командира эскадрильи, командир эскадрильи. В сентябре 1939 года назначен командиром эскадрильи 7-го истребительного авиационного полка ВВС Ленинградского военного округа.
Участник советско-финляндской войны (1939–1940). Командир эскадрильи 7-го истребительного авиационного полка (59-я истребительная авиационная бригада, 7-я армия, Северо-Западный фронт) старший лейтенант Ф. И. Шинкаренко совершил 46 боевых вылетов на И-16 на прикрытие бомбардировщиков, штурмовку аэродромов и войск противника. В воздушных боях сбил три самолёта (два – лично и один – в группе).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года за мужество и героизм, проявленные в боях с белофиннами, старшему лейтенанту Шинкаренко Фёдору Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Перед войной окончил курсы усовершенствования командиров авиаполков при Военной академии командного и штурманского состава ВВС РККА.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир 42-го истребительного авиационного полка (2-е формирование) в составе 57-й смешанной авиационной дивизии боевые действия начинал на Северо-Западном фронте. Затем вёл бои на Брянском, Западном, Северо-Западном, Калининском, 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах.
9 октября 1943 года 42-й истребительный авиационный полк переименован в 133-й Гвардейский истребительный авиационный полк.
С 9 октября 1943 года по 27 мая 1944 года гвардии подполковник Шинкаренко Фёдор Иванович ‑ командир 133-го Гвардейского «Оршанского» Краснознамённого истребительного авиационного полка.
За время командования полком участвовал в битве за Москву, в Ржевской битве, в Демянских наступательных операциях 1942 и 1943 годов, в Смоленской и Невельской наступательных операциях.
С июля 1944 года и до конца войны гвардии полковник Шинкаренко командовал 130-й истребительной авиационной дивизией Инстербургской ордена Суворова 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта. Дивизия действовала в Мемельской, Гумбиннен-Гольдапской, Восточно-Прусской наступательных операциях.
За годы войны совершил свыше 100 боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3, Як-1, Як-7 и Як-9, в более чем 20 воздушных боях лично сбил восемь самолётов противника.
После войны продолжал службу в Вооруженных силах СССР, командовал той же дивизией в Особом военном округе, а с января по октябрь 1946 года — 324-й истребительной авиационной дивизией (Московский военный округ).
После окончания Военно-воздушной академии (Монино, 1949) служил в Прикарпатском, Прибалтийском, Киевском военных округах. С сентября 1956 — Командующий ВВС Воронежского военного округа (1956‑1958). С мая 1973 года был консультантом Рижского высшего военного авиационного инженерного училища.
Заслуженный военный лётчик СССР (1966).
Награждён орденами Ленина (15.01.1940, 07.04.1940, 17.07.1942), Красного Знамени (13.09.1943, 13.05.1945, ...), Кутузова 2-й степени (02.01.1945), Отечественной войны 1-й степени (06.04.1985), Красной Звезды, медалями, иностранными орденами.
С октября 1975 года генерал-полковник авиации Шинкаренко Фёдор Иванович — в запасе. Жил в городе Рига, в последние годы — в Москве.
Автор книг «Небо родное» (Калининград, 1965) и «Испытаны боем» (Рига, 1984).
Заслуженный военный лётчик СССР (1966).
В семе Самарское Азовского района открыта стела памяти Героев Советского Союза, уроженцев Самарского сельского поселения (2015).
Литература
- Встреча с Героем Советского Союза / Д. Мартышенко // Завет Ильича. с. Самарское, 1946. 4 авг. С. 1.
- Лётная линия / Владимир Смолин // Книга о героях. [Вып. 2]. М. Воениздат, 1963. С. 242‑252.
- Богатырская стая / В. Гаврилов // Комсомолец. Ростов н/Д., 1966. 21 авг. С. 3.
- Гордимся земляком / С. Денисов // Красное Приазовье. Азов, 1967. 9 мая. С. 2.
- За мужество и отвагу / Ф. Шеломенцев // Они прославили Родину : очерки о Героях Советского Союза. Ростов н/Д. : Кн. изд-во, 1974. Кн. 1-я. С. 115-119..
- Герои Советского Союза : крат. биогр. слов. / пред. редкол. И. Н. Шкадов. М.: Воениздат, 1988. Т. 2. С. 784.
- Азов и Приазовье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. / Т. А. Федотова. Азов, 1995. С. 112-114. (Очерки истории Азова. Вып. 4).
- Земля, что пахнет хлебом. Азовский район : история, люди, достижения / сост. Ливицкая О. А., Косарева А. Н.. Азов, 2009. С. 61.
- Бессмертие воинов : станция Каяла – родина шести Героев Советского Союза // Звезда. 2012. 30 нояб. – 6 дек. С. 10.
- Великая Отечественная. Комдивы : военный биографический словарь / под общей ред. В. П. Горемыкина. М. : Кучково поле, 2014. Т. 2. С. 936‑938.
- Подвиги героев ‑ наше наследство / Т. Федотова // Азовская неделя. 2013. 5 дек. С. 7.
- Памяти Героев из Самарского // Приазовье. Азов, 2015. 6 мая. С. 4.
Исполнение желания
Ф. И. Шинкаренко
<...>
Родился я в 1913 году, в большом селе под Батайском. Родители были неграмотные крестьяне. Отец знал всего две буквы — Ш и И — свои инициалы, которыми он помечал мешки с зерном. Заучивать третью букву ему не требовалось — звали его Иваном Игнатьевичем.
Лет до двенадцати я видел самолёты только на картинках в книжках. Но вот однажды над селом пролетел самолёт. На тарахтенье его двигателя из домов выбежали и стар и млад. Я не помчался, как другие ребята, вдогонку за самолётом, а прямо-таки остолбенел, как заворожённый, смотрел на удаляющуюся чудесную машину, следил, сколько мог, за её полетом.
Поразило меня это необыкновенно, а пролетел тогда над селом всего лишь маленький тихоходный биплан. Но каким бы сильным ни было это первое детское впечатление, оно забылось бы, потускнело, не случись ещё одной встречи с самолётом.
Неподалеку от нашего села находился зажиточный казачий хутор. Крестьяне арендовали у казаков участки земли. Работая с отцом на арендованном поле, я и увидел самолёт во второй раз. Он летел низко над степью. Можно было хорошо разглядеть и машину, и головы лётчиков в шлемах и очках, закрывавших половину лица. Неожиданно от самолёта отделилось что-то круглое, похожее на небольшой мячик. Я кинулся к непонятному предмету. Бежал, не чувствуя под собой ног. Но меня ждало разочарование: я поднял с земли скомканный обрывок толстой бумаги, покрытый жирными пятнами. Наверное, в эту бумагу лётчики заворачивали бутерброды, которыми подкреплялись в полёте.
Не буду уверять, что уже тогда у меня зародилось желание стать лётчиком. Нет, тогда я совсем ещё по-детски мечтал «прокатиться» на самолёте, посмотреть сверху на наше село — вот было бы здорово!
Увлечение авиацией пришло позднее, но, несомненно, первые, яркие впечатления ему способствовали.
Когда, окончив четыре класса, я поступил в профтехшколу в Азове, мастер, обучавший нас слесарному делу, в свободное время рассказывал об авиации — он в армии был механиком самолёта. Говорил мастер интересно — мы слушали, затаив дыхание.
И я впервые серьёзно подумал, что если бы мне пришлось иметь дело с самолётами, пусть даже не летать, а только готовить их к полётам, то лучшей работы нечего и желать.
Но после профтехшколы послали меня слесарем в МТС под станицей Вёшенской. МТС была маленькой. Ремонтом сельскохозяйственной техники занимались кузнец, ещё один немолодой казак — мастер на все руки и я. Работал я старательно, но без души.
Я подружился с молодым председателем месткома профсоюза Николаем Бездомниковым. Как-то пожаловался ему: скучно, изо дня в день одно и то же...
— Хочещь, пошлем тебя учиться на сварщика? — предложил Николай.
— Зачем? — возразил я. — Рабочая профессия у меня неплохая: как-никак — слесарь четвёртого разряда. Вот если бы попасть поближе к самолётам...
Бездомников посоветовал:
— Знаешь, в таком случае тебе всё равно надо подаваться отсюда. Поезжай в Ростов.
Я последовал совету. Осенью рассчитался в МТС и поехал в Ростов-на-Дону.
Рядом со мной в вагоне оказались два военных лётчика. Смотрел я на них во все глаза. Меня восхищала их ладно сшитая форма, рубиновые «шпалы» в петлицах. Не обращая на меня внимания, они говорили о своих делах. Один рассказывал о перелёте из Харькова, о том, что пришлось обходить грозовой фронт. Другой вспоминал какого-то Мишу, который здорово выполнял над аэродромом фигуры высшего пилотажа. При этом рассказчик ловко показывал руками, как действовал в воздухе его сослуживец. Всё это было ещё интереснее, чем воспоминания бывшего авиамеханика. Сидевшие рядом командиры представлялись мне необыкновенными людьми, самыми настоящими героями.
В Ростове я поступил в мастерскую по ремонту техники связи при штабе Северо-Кавказского военного округа. Стал ближе к армии, но ничуть не ближе к авиации, о которой теперь мечтал всё больше, не зная, однако, как претворить в жизнь свою мечту.
Мне помог случай. Встретил я на улице земляка и однокашника по Азовской профтехшколе Гришу Гавриленко. Он похвастался, что работает на заводе Ростсельмаш и учится в осоавиахимовской школе планеристов.
— А меня примут в эту школу? — загорелся я.
— Почему же не примут? Приходи вечером, подавай заявление, — авторитетно, с важностью, словно он был начальником, ответил Гавриленко.
Меня в самом деле приняли без проволочек, не потребовав даже справки от врачей о состоянии здоровья.
В планерной школе мы изучали математику, физику, историю, строили модели планеров в школьной мастерской. Весной начались практические занятия. Мы выехали в лагеря в Красный Сулин.
Вначале «катались» на планерах без подлёта, отрабатывая действия рычагами управления. Потом стали и подлетать: поднимались в воздух метров на десять, выполняли повороты вправо, влево и шли на посадку. Продолжалось это считанные минуты, скорость у планеров была такая, что на велосипеде обгонишь. Но всё же мы летали, и я гордился, что у меня получалось неплохо, что я ни разу не поломал при посадке хрупкий планер.
На этом обучение планеризму закончилось. После возвращения из лагерей нам в торжественной обстановке вручили удостоверения инструкторов-планеристов, хотя какие уж там, честно говоря, мы были инструкторы.
Кончалось лето 1932 года. Удостоверение инструктора я бережно спрятал в чемодан. Продолжал работать в мастерской, не отрываясь больше на «посторонние дела», как говорил мой тёзка и напарник Федор Жмаев, с которым мы осваивали ремонт подшипников.
Но что же дальше? Теперь я уже ясно понимал, что «заболел» авиацией. Неосознанный мальчишеский интерес, подогретый рассказами мастера в профтехшколе, превратился после занятий планеризмом в подлинное увлечение. Однако в ту пору я ещё не был подготовлен к принятию самостоятельных решений. А посоветоваться толком было не с кем.
На моё счастье в сентябре в Ростов приехал комиссар Фёдоров отбирать в Качинскую авиационную школу пилотов комсомольцев, имевших удостоверения инструкторов- планеристов. Вот уж не думал, что мне так скоро понадобится это удостоверение!
Меня вызвали в планерную школу. Здесь я увидел Гришу Гавриленко и многих других знакомых ребят.
— Фамилия, имя? — коротко спросил комиссар.
— Шинкаренко Фёдор, — ответил я и, чуть запнувшись, добавил, — Иванович.
— Сколько же тебе лет, Фёдор Иванович? — комиссар, прищурившись, внимательно рассматривал меня.
— Девятнадцать.
— А не прибавляешь, часом, годика два?
Выглядел я моложе своих лет: и ростом не вышел, и был ещё щупловат по-мальчишески.
— Значит, хочешь стать летчиком... — подытожил комиссар, терпеливо выслушав мои сбивчивые и горячие уверения, что я с детства мечтаю об авиации. — Ладно. Отправляйся на медицинскую комиссию. Послушаем, что скажут врачи.
Мнения врачей я побаивался. Все лётчики, которых приходилось встречать или видеть на фотографиях в газетах, были рослыми, сильными парнями — не мне чета. Неужели забракуют?
Федя Жмаев и мастер Никитенко в один голос твердили:
— Ясное дело, забракуют. Куда тебе с твоим ростом в лётчики? И на комиссию не ходи — только время потеряешь.
Но медики единодушно заключили: к службе в авиации годен.
Так получил я путёвку в Качу.
<…>
Шинкаренко Ф. И. Испытаны боем. Рига: АВОТС, 1984. С. 8-11.