Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
 
Савченко Павел Павлович // Герои Дона : биобиблиографический справочник / Донская государственная публичная библиотека ; сост. Н. Н. Зайцева. Ростов-на-Дону, 2017 – . URL: http://donvrem.dspl.ru/archPersonaliiArtText.aspx?pid=32&id=1031

Савченко Павел Павлович

Савченко Павел Павлович15.02.1911, посёлок Алексеевский Ильинской волости Ростовского округа Области войска Донского (в настоящее время ‑ село Ленинка Зарноградского района Ростовской области) – 16.10.1943, командир эскадрильи 110-го авиационного полка дальнего действия 12-й авиационной дивизии дальнего действия 7-го авиационного корпуса дальнего действия авиации дальнего действия, Герой Советского Союза

В сентябре 1928 года вместе с отцом приехал в Ростов-на-Дону на строительство завода сельхозмашин. Отец устроился работать плотником, а Павел обучался три месяца на курсах сварщиков при заводе. Работу на Сельмашстрое совмещал с учёбой в аэроклубе Осоавиахима. В 1931 году по призыву Центрального Комитета Ленинского комсомола был направлен на учёбу в 1-ю Батайскую авиашколу ГВФ, которую успешно окончил в 1933 году. Работу пилота начинал в сельхозавиации. Спустя три года П. П. Савченко был переведён в гражданский воздушный флот, где возглавил экипаж корабля, обслуживающего пассажирские перевозки на линии Харьков – Москва – Киев.. Был стахановцем «Аэрофлота» и неоднократно поощрялся за большие достижения в лётной работе. После окончания курсов повышения квалификации Павел Савченко в января 1940 года назначен командиром Львовского авиаотряда.

В действующей армии с июня 1941 года. В первый месяц войны был направлен во вновь формировавшуюся Киевскую особую авиагруппу ГВФ. Совершал боевые вылеты в интересах Юго-Западного фронта, доставлял продовольствие в осажденный Ленинград. К 5 февраля 1942 года совершил 28 ночных вылетов в глубокий тыл противника, выбросил 164 парашютиста, перевёз 289 бойцов и командиров, 300 прочих пассажиров, 44 тонны боеприпасов, 37 тонн грузов для нужд фронта, 29 тонн листовок. Неоднократно подвергался обстрелу зенитной артиллерией, но всегда уходил, сохраняя самолёт и экипаж. Был награжден орденом Красного Знамени (23.02.1942).

C апреля 1942 года воевал в 103-м транспортном авиационном полку, который в июле 1942 года был включен в состав 1-й авиационной дивизии дальнего действия и получил наименование 103-го авиационного полка дальнего действия.

 На Северо-Западном фронте в июне 1942 года заместитель командира эскадрильи 103-го авиационного полка старший лейтенант Савченко выполнил 11 боевых вылетов по доставке в сложных метеоусловиях в район деревни Новая Кересть (не сохранилась, в настоящее время - урочище на территории Новгородской области) войскам окружённой 2-й ударной армии продовольствия, боеприпасов и медикаментов. За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками награждён орденом Отечественной войны 2-й степени (18.08.1942).

С августа 1942 года участвовал в обороне Сталинграда. С полевого аэродрома у озера Эльтон наносил бомбовые удары по вражеским войскам, рвавшимся к Сталинграду, железнодорожным станциям, подходящим резервам, а с сентября – по передовым позициям противника в южной и центральной части Сталинграда, выбрасывал десанты в тылу врага. К концу ноября на Сталинградском фронте совершил 69 боевых вылетов. Заместитель авиаэскадрильи 103-го авиаполка капитан Савченко приказом командования награждён орденом Ленина (31.12.1942).

Во время контрнаступления советских войск под Сталинградом в ноябре - декабре 1942 года в составе своего полка капитан П. П. Савченко доставлял горючее и боеприпасы наступавшим войскам Юго-Западного фронта, в том числе танкистам 7-го танкового корпуса генерал-лейтенанта П. А. Ротмистрова. Наносил удары по аэродромам базирования транспортной авиации Сальск, Большая Россошка, Карповка, Гумрак, Тацинская, Морозовск, Суровикино, с помощью которой противник пытался снабжать окруженные войска. 26 марта 1943 года 103-й авиационный полк был преобразован в 12-й гвардейский авиационный полк дальнего действия (12-й авиационной дивизии дальнего действия).

С марта по август 1943 года полк бомбил железнодорожные узлы (Смоленский, Брянский, Орловский, Курский, Харьковский), укрепленные позиции врага, участвовал в воздушных операциях по уничтожению авиации противника на его аэродромах, уничтожал его оперативные резервы.

В августе 1943 года Савченко в составе дивизии участвовал в Мгинской наступательной операции Ленинградского фронта – разгроме мощного долговременного узла сопротивления противника в районе Синявино – Мга. За боевые успехи в этой операции 12-й авиационной дивизии дальнего действия было присвоено наименование Мгинской. До 20 сентября 12-й гвардейский авиационный полк участвовал в бомбардировке долговременных узлов обороны гитлеровцев в районе города Духовщина Смоленской области, поддерживал наступление Красной Армии на смоленском направлении.

25 сентября 1943 года полк участвовал в выброске крупного десанта на Воронежском фронте за Днепр, в район юго-западнее Переяславля.Одновременно с бомбардировочными ударами по войскам и резервам противника, по аэродромам и железнодорожным узлам весной и летом 1943 года экипажи 12-го гвардейского авиационного полка совершали большое количество боевых вылетов в партизанские отряды и соединения Белоруссии, Украины, Брянской, Смоленской и других областей, в том числе в соединения С. А. Ковпака и А. Н. Сабурова. Лётчики доставляли партизанам вооружение, боеприпасы, медикаменты, вывозили раненых, больных, детей. В этих полётах П. П. Савченко принимал активное участие.

В начале октября 1943 года Савченко был переведён в 110-й авиационный полк дальнего действия той же 12-й авиационной дивизии.В ночь на 16 октября 1943 года во время боевого вылета по доставке боеприпасов и взрывчатки для партизанского соединения А. Н. Сабурова на территории Украины самолёт Савченко подвёргся нападению вражеских истребителей и в воздушном бою был сбит. Экипаж погиб.

К 16 октября 1943 года командир эскадрильи гвардии майор П. П. Савченко совершил 503 боевых вылета в глубокий тыл противника на бомбардировку скоплений войск, железнодорожных узлов и аэродромов, складов боеприпасов, водных переправ, доставку грузов и боеприпасов партизанам.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых заданий командования, Савченко Павлу Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Награждён орденами Ленина (31.12.1942; 13.03.1944), Красного Знамени (23.02.1942), Отечественной войны 2-й степени (18.08.1942), медалью «За оборону Сталинграда» (04.08.1943).

В парке имени Н. Островского города Ростова-на-Дону установлен мемориал героям-ростсельмашевцам, на котором высечен и барельеф П. П. Савченко (1973).

Литература

  1. Шагнувшие в бессмертие // Ростсельмашевец. Ростов-на-Дону, 1973. 4 июля. С. 4.
  2. «Народ не забудет вовеки…» : торжественно открылся мемориал героям-ростсельмашевцам/ Г. Павлов ; фото И. Марцинкевича // Ростсельмашевец. Ростов-на-Дону, 1973. 10 июля. С. 1.
  3. Ими гордится завод / П. Рябенко // Ростсельмашевец. Ростов-на-Дону, 1973. 10 июля. С. 4.
  4. Полет в бессмертие / П. Рябенко, И. Лейтман / Ростсельмашевец. Ростов-на-Дону, 1975. 23 апр. С. 3.
  5. По призванию / В. Чепус // Они прославили Родину : очерки о Героях Советского Союза. Ростов-на-Дону : Кн. изд-во, 1975. Кн. 2. С. 142-144.
  6. В небе – гвардейский Гатчинский : из записок лётчика АДД. Л. : Лениздат, 1980. С. 173-174, 221-224.
  7. Герои Советского Союза : кpат. биогp. слов. М. : Воениздат, 1988. Т. 2. С. 403.
  8. Полет в бессмертие / В. Быковский // Вечерний Ростов. 1989. 6 февр. С. 3.
  9. «Ростсельмаш» : история. Т. 1. Становление (1925-1948). Ростов-на-Дону : Новая книга, 2004. С. 408.
  10. Героев чтит и помнит Зерноград : книга Памяти погибших и пропавших без вести во время Великой Отечественной войны уроженцев и жителей Мечётинского (сейчас Зерноградского) района Ростовской области… Ростов-на-Дону : Проф-Пресс, 2013. С. 222.
  11. Ростовчане – Герои Советского Союза и полные кавалеры ордена Славы / автор исследования Афанасьев Игорь Алексеевич. Ростов-на-Дону, 2020. [Кн. 1]. С. 221-222.
  12. Савченко Павел Павлович : гв. майор : Герой Советского Союза // Память народа. 1941-1945. Герои войны. URL : https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie20320611

 

Над огненной дугой

<…>

Как известно, наше Верховное главнокомандование своевременно раскрыло планы противника по уничтожению нашей группировки на Орловско-Курском выступе линии фронта.

Для нанесения бомбардировочных ударов по коммуникациям врага, срыва его железнодорожных перевозок, уничтожения бомбардировочной авиации на аэродромах, войск и боевой техники под Орлом, Курском и Белгородом в помощь воздушным армиям фронтов были привлечены соединения авиации дальнего действия, в их числе и наша дивизия.

В ночь на 25 июля нашему полку было приказано нанести бомбовый удар по скоплению живой силы и большого количества танков противника на его оборонительном рубеже в Волхове, в тридцати пяти километрах севернее Орла. Нам было известно, что этот пункт прикрывался довольно сильно: пятью батареями зенитной артиллерии, двенадцатью прожекторами, крупнокалиберными пулеметами.

Найти Волхов даже ночью не трудно, он расположен на характерном изгибе шоссейной дороги Велев — Хотынец, в излучине одного из притоков Оки. Все самолёты один за другим точно выходили на цель и, несмотря на интенсивный огонь зенитной артиллерии, с высоты 2300 метров метко бомбили. Особенно отличился экипаж командира 1-й эскадрильи гвардии капитана Павла Савченко. После первого пристрелочного захода штурман Зрожевец внес в прицел коррективы и точно отбомбился. Попадание было исключительно удачным. На земле произошел взрыв необычайной силы, самолет Савченко взрывной волной, достигшей высоты более двух километров, подбросило вверх; летчику потребовалось приложить немало усилий, чтобы удержать машину в нормальном положении. За первым взрывом произошла серия менее мощных, образовался пожар на огромной площади — яркое красное пламя. Пожар был виден на расстоянии более ста километров: видимо, бомбы, сброшенные молодым штурманом Зрожевцом, угодили и крупный склад боеприпасов.

21 июля мы бомбили железнодорожную станцию Карачев, и на этот раз экипаж Савченко отличился. Над целью его самолет поймали четыре прожектора, зенитчики сосредоточили на нём весь огонь. После того как штурман сбросил бомбы точно в цель, Савченко противозенитным маневром — резким снижением и скольжением — вышел из светового поля. На обратном маршруте, наблюдая за железной дорогой на участке Карачев — Брянск, Савченко заметил на разъезде, примерно в двадцати километрах восточнее Карачева, огоньки и свет — как ему показалось, от паровозных прожекторов. Савченко снизился и приказал штурману сбросить над подозрительным местом светящуюся бомбу. Когда местность осветилась белым светом, экипаж увидел в тупике несколько груженых эшелонов с войсками и боевой техникой. Немцы, чтобы спасти боевую технику и войска от бомбардировочных ударов, часть железнодорожных составов рассредоточили по тупикам.

Вернувшись на аэродром, Савченко доложил об обнаруженных в тупике под Карачевом эшелонах и попросил разрешение на второй боевой вылет для их бомбардировки. Разрешение он получил. С высоты 900 метров, с двух заходов бомбы, сброшенные экипажем Савченко, точно поразили цель. Возникли пожары, сопровождавшиеся сильными взрывами.

По примеру Павла Савченко и другие экипажи стали внимательно следить за передвижением противника на железных и шоссейных дорогах и, если обнаруживали поезда или войска, немедленно доносили об этом на командный пункт, а сами бомбили их мелкими фугасными и зажигательными бомбами, которые для этих целей оставляли про запас. Иногда в светлую ночь даже снижались на безопасную высоту и обстреливали врага из пулеметов. Так врагу не всегда удавалось скрытное передвижение войск и их рассредоточение по железнодорожным тупикам и перегонам.

<…>

16 октября 1943 года нам сообщили из соседнего полка, что не вернулся с боевого задания самолёт Павла Савченко. Его только на днях перевели от нас в другую часть. Боевая слава этого неустрашимого лётчика перелетела далеко за пределы нашего полка. Его имя знали в осаждённом Ленинграде, куда в первые месяцы войны, прорываясь через заслоны вражеских истребителей, на своём пассажирском самолете он доставлял продукты, медикаменты и обратным рейсом вывозил тяжелораненых красноармейцев и изголодавшихся, оставшихся без крова и родителей малолетних детей. В первый год войны его самолёт десятки раз появлялся над нашими окружёнными частями и сбрасывал им продовольствие и медикаменты. Его имя особенно хорошо знали неустрашимые разведчики, не раз и не два прошедшие с опасными заданиями по глубоким вражеским тылам. Это он доставлял их за тысячи километров за линию фронта, без каких-либо сигналов находил нужное место для выброски и скрытно от врага благополучно выбрасывал их на парашютах. Те из разведчиков, кому довелось снова лететь в тыл врага с нашего аэродрома, просили, а порой и настаивали, чтобы лётчиком самолёта, на котором предстояло им лететь, был только Павел Савченко и никто другой. Они верили в него и знали, что если полетят с ним, то все будет в порядке.

Павел Савченко со своим экипажем неистово бомбил войска Паулюса под Сталинградом, воодушевлял товарищей своим бесстрашием в дни Курской битвы, в боях за Смоленск и Рославль, совершал труднейшие полёты в глубокий тыл врага к партизанам. И какие бы опасности и трудности его ни подстерегали, он всегда выходил победителем.

Он родился 15 февраля 1911 года в семье крестьянина-бедняка в Приазовье, с детства начал работать — вначале подмастерьем в артели, потом арматурщиком на «Ростсельмаше», учился в вечерней школе рабочей молодёжи, окончил семилетку. По призыву Центрального Комитета Ленинского комсомола был направлен на учёбу в 1-ю Батайскую авиашколу ГВФ, которую успешно окончил в 1933 году. Работал пилотом в Уральском, а затем в Украинском управлении ГВФ. В 1939 году стал членом ВКП (б).

В личном деле Павла Павловича Савченко, которое мне довелось читать в архиве Министерства гражданской авиации, десятки документов показывают его как человека высоких моральных качеств, исключительно одарённого лётчика, пользовавшегося большим авторитетом и уважением среди лётно-технического состава. Он был стахановцем Аэрофлота и неоднократно поощрялся за большие достижения в лётной работе. Еще ярче проявил себя Павел Савченко в годы Великой Отечественной войны. В высшей степени во всём требовательный к себе, он был требователен и к своим подчи­ненным. Даже на войне он старался все свободное время использовать для изучения техники, совершенствования лётного мастерства, изучения тактических приёмов противовоздушной обороны противника. Много уделял Савченко внимания отработке взаимодействия экипажа. Он был человеком исключительной честности, бескомпромиссности, преданности дружбе. В скором времени он был назначен командиром авиаотряда и оказался способным командиром подразделения. Его боевые заслуги были отмечены орденами Ленина и Красного Знамени. Душевно обаятельный, Павел Савченко и внешне был красив: среднего роста, атлетического сложения, с копной русых вьющихся волос на гордо поднятой голове, с темно-серыми, пристально смотрящими в упор на собеседника глазами, сухим, с небольшой горбинкой носом и сильным, волевым подбородком. Всегда подтянутый, энергичный, бодрый — таким запомнился он мне на всю жизнь, замечательный воин, патриот, беззаветно служивший в трудную годину своей Родине.

В ночь на 16 октября Павел Савченко повёл воздушный корабль в 267-й боевой вылет. Находившийся на борту его самолёта груз — боеприпасы и взрывчатка — предназначался партизанскому соединению Сабурова, в расположении которого он не раз бывал, садился на их партизанском аэродроме и маршрут полёта хорошо знал.

В 22 часа экипаж донес: «Прошёл линию фронта, высота полёта 3700 метров, всё в порядке». А уже через 25 минут на узле связи были приняты обрывочные тревожные фразы радиограммы о том, что экипаж ведёт бой с двумя истребителями противника, самолёт горит, атаки продолжаются...

Прошли дни, недели, месяцы, никто из членов экипажа Павла Савченко в часть не вернулся. Прошли многие годы после войны, а мы так и не знаем подробностей того воздушного боя и последних минут жизни славных героев.

Но я глубоко уверен и не ошибусь, утверждая, что в объятом пламенем самолёте каждый из членов экипажа Павла Савченко на своём боевом посту стоял насмерть!

Они мужественно дрались с фашистскими стервятниками до последнего патрона, до последнего вздоха.

Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии капитану Павлу Павловичу Савченко посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, а остальные члены экипажа награждены посмертно боевыми орденами.

Когда мы узнали о награждении экипажа Павла Савченко, в соединении состоялся митинг. Летчики, штурманы, воздушные стрелки клялись беспощадно мстить врагу за погибших боевых товарищей.

<…>

В небе – гвардейский Гатчинский : из записок лётчика АДД / Николай Богданов. Л. : Лениздат, 1980. С. 173-174, 221-224.

 




 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"