Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
 
Заяц, А. А. Кумов Роман Петрович // Собирая лепестки истории : сборник материалов к 100-летию еженедельника “Донская волна”. Ч. 1. Редактор и его команда / Донская государственная публичная библиотека ; сост. Н. Н. Зайцева. Ростов-на-Дону, 2018 – . Статья опубл. в биогр. слов. "Русские писатели. 1800-1917" (М., 2007. Т. 3. С. 227‑229). URL: http://donvrem.dspl.ru/archPeriodikaArtText.aspx?pid=12&id=1543

А. А. Заяц

Кумов Роман Петрович

Кумов Роман Петрович [21.11(3.12).1883, станица Казанская Усть-Медведицкого округа области Войска Донского — 5.3.1919, Новочеркасск], прозаик, драматург. Сын мирового судьи, коллеж, асессора, позднее — почетного мирового судьи, действительного стат. советника. В 1889 г. семья переехала в станицу Усть-Медведицкую. В 1894— 1899 годы Кумов учился в местном духовном училище, в 1899—1905 — в Донской духовной семинарии в Новочеркасске, которую закончил по первому разряду первым учеником со званием студента семинарии. В том же году поступил на юридический факультет Юрьевского университета, в 1906-м перевелся на юридический факультет Московского университета, который окончил в 1910 г. кандидатом. Во время учебы три летних месяца и один зимний проводил у отца. В сентябре 1911 г. стал присяжным поверенным в Сарапуле, куда ездил раз в год. В 1911—1918 годы проживал преимущественно в Усть-Медведицкой, бывая наездами в Москве и Петербурге, где сблизился с А. А. Измайловым. В конце 1914 — начале 1915 г. был на войне санитаром. Интересовался этнографией и фольклором донского казачества, с лета 1918 г. «усиленно собирал бытовые материалы, казачьи песни и легенды, остатки старины, впечатления на местах, для чего предпринимал специальные поездки в глухие уголки северных округов Дона»).

«Начал печататься в младших классах семинарии в донских газетах и петербургских религиозно-философских ежемесячниках» (автобиография — ИРЛИ, ф. 377, on. 1, № 1610). Наиболее регулярным и длительным было сотрудничество в журнале «Отдых христианина», в котором начиная с рассказа «Пасха красная. Картинки далекого детства» (1904, № 4) по 1916 г. — 93 публикации Кумова. Печатался также в журнале «Трезвая жизнь» (1905—1914, 19 произв.), несколько рассказов Кумова вышло отдельными изданиями в библиотеке журнала, в т. ч. «Батюшка» (СПб., 1905). В самом большом своем произведении — повести «Отец Георгий» («Известия Санкт-Петербургской епархии», 1906, № 16—24; включена анонимно в сб. «Пастыри и пастырство», СПб., 1907; одобрит. рец.: Е. Матаковский — «Церковно-общественная жизнь», 1907, № 22) Кумов создал образ молодого сельского священника, который положил все свои силы на деятельное проповедничество и умер, оставив о себе светлую память у прихожан. Сотрудничая в газете «Слово» в 1907—1908 годы, Кумов подружился с И. Л. Щегловым, первым заметившим литературное дарование Кумова, который в свою очередь неоднократно называл его своим учителем (см. воспоминания Кумова «Подвижник слова» — Исторический Вестник, 1913, № 12). Критик «Слова» Д. Шестаков в восторженной рецензии на опубликованные  в газете рассказы «На родине» (1907, 27 сент., 3 и 4 окт.), «Свадьба» (1907, 18 окт.) и «Учительница» (1907, 7 нояб.) отмечал «молодой, задушевный талант» Кумова, «свой слог», пленяющий «почти чеховской грустью и красотой», умение «найти в серой обыденности золотые руды истинно человеческой души» и «развивать незаурядную по тонкости психологию» (1907, 22 нояб., с. 4).

Первый сборник рассказов Кумова — «Бессмертники» (СПб., 1909) был составлен П. А. Миртовым и вышел в издании журнала «Отдых христианина» (одобрительная рец.: Литературное приложение к журналу «Нива», 1909, № 6, б. п.; Н. К<олосо>в — «Душеполезное чтение», 1909, № 8; Д-ч — «Дневник писателя», 1909, №11; умеренно одобрительная: М. Д. К. — «Рус. паломник», 1910, № 1). В центре большинства произведений сборника— судьбы представителей духовенства от послушника до архиерея («Цветы жизни» — «Отдых христианина», 1908, № 1; «На вылете» — там же, 1908, № 5), проблема соотношения духовного и мирского в их жизни. В «Сказании о старце Зосиме и Марии из Египта» (там же, 1907, № 10) и мистерии «Нилена из Рима» (там же, 1908, № 4) Кумов обращается к раннехристианским мотивам. Личный опыт и впечатления, полученные Кумовым в духовном училище и семинарии, отразились не только в выборе сюжетов многих произведений, но и в их психологической и жизненной достоверности, как, напр., в повести «В приходе» (там же, 1911, № 10), рисующей своеобразные отношения внутри причта небольшой городской церкви. После выхода в свет сборника рассказов и очерков К. «В Татьянину ночь» (СПб., 1913) критика единодушно отметила влияние А. П. Чехова на его творчество, такие характерные особенности, как «контрасты и антитезы мечты и действительности», придающие под действием «авторского романтического субъективизма» особую привлекательность его рассказам, «полным тоски по лучшей, осиянной светом идеала, жизни» (Н. Чаров <Л. С. Федорченко> — «Рязанская жизнь», 1913, 28 февр.), «мягкую жалость к талантливым людям, глохнущим в провинции», «попавшим в среду толстокожих» (А. Измайлов — Биржевые Ведомости, 1916, 20 янв.; др. рец.: одобрит. — В. Поссе — «Жизнь для всех», 1913, № 1; иронич. — Вл. Кр<анихфельд> — Современный Мир, 1913, № 2; умеренно одобрит. — Н. П. — «Вятская речь», 1913, 8 марта; отрицат. Н. Л-о — «Путь», 1913, № 3). В основе сюжета у Кумова, как правило, незначительный житейский случай или бытовой анекдот, преображенный лирическим даром автора в «грациозную новеллу» (А. Измайлов), или исполненные внутреннего драматизма истории человеческих судеб — повесть «Лиза» («Отдых христианина», 1910, № 3), рассказ «Юбилей» (там же, 1911, № 11), в которором явственно звучат ноты социальной критики, что было замечено в умеренно одобрительном отзыве М. Горького («Современник», 1913, № 7, подпись А. 3-в). Во 2-м издании сборника под названием «Очерки и рассказы» (П., 1915; одобрительная рец.: М. А-в — Московские Ведомости, 1915, 30 июля; Г. Вяткин «Ежемесячный журнал», 1915, № 11, и др.) Кумов на четверть изменил его состав. В 1910—1918 годы регулярно печатался в журнале «Жизнь для всех» (27 произв.), в 1910—1912 ‑ в журнале «Светоч», отдельные рассказы и очерки Кумова появлялись более чем в 15 журналах и газетах, многим из них, таким, как «По пути в землю обетования» (Биржевые Ведомости, 1916, 10 апр.), «Малаша с Перекопских гор» («Летопись», 1917, № 7—8), «Усы жизни» («Жизнь для всех», 1917, № 10—12), присущи стилистическое мастерство и психологическая глубина.

С. А. Пинусу принадлежит весьма удачное определение творческого метода Кумова: «Кумов — романтик. Бытовое содержание его рассказов всегда погружено в проникновенный идеализм и куда-то зовущее раздумье и настроение. Идею, мечту, психологическую загадку, а не факт кладет Кумов в основу не только содержания, но и фабулы своих произведений».

После пяти драматургических опытов Кумова, из которых опубликованы два: «Нилена из Рима» и «Дочь земли» («Ежемес. журн.», 1915, № 7), успех принесла ему драма из жизни семьи лесопромышленников на Каме «Конец рода Коростомысловых» (П., 1916; первый вариант под названием «Голос крови» — «Жизнь для всех», 1913, № 12; рец.: Л. Днепрович  <Л. С. Федорченко> — «Рязанская жизнь», 1917, 6 янв.), удостоенная в 1916 г. премии на конкурсе А. Н. Островского и поставленная театрами Рязани, Москвы, Петрограда. Главный мотив «реально-бытовой» пьесы, написанной «прекрасным русским языком» (А. Измайлов) и колоритно воссоздающей атмосферу купеческого дома, — библейское «не убий» и каиново проклятие на преступивших эту заповедь, победа духовного начала над звериным и стяжательским в человеке. По замысловатости сюжета, контрасту «праведников» и «грешников» пьеса близка мелодраме в народном духе.

Во время Гражданской войны на Дону Кумов в политической борьбе участия не принимал, считая, что «главная задача интеллигентных сил сейчас в России — вести общекультурную работу» (письмо к Измайлову — ИРЛИ, ф. 115, оп. 3, № 170, л. 10). Тогда же сошелся с Ф. Д. Крюковым, редактировал посвященный 25-летию его литературной деятельности сборник «Родимый край» (Усть-Медведицкая, 1918). По свидетельству Пинуса, неопубликованный  роман-эпопея Кумова «Пирамида» («Святая гора»; в 1922 рукопись находилась в Германии) — «дивное изображение религиозного движения, которое он усмотрел в простонародной среде северо-донского казачества». Умер от сыпного тифа. Литературная известность Кумова на родине была столь значительна, что Войсковой круг Всевеликого Войска Донского почтил его национальным погребением с воинскими почестями.

Кумов Роман Петрович / А. А. Заяц // Русские писатели. 1800-1917 : биогр. слов. / гл. ред. П. А. Николаев. М. : БРЭ, 2007. Т. 3. С. 227‑229.




 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"