Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Мотовилова А. А. История церкви Казанской Иконы Божией Матери // Донской временник. Год 2019-й. URL: http://http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/2/art.aspx?art_id=1692

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. ГОД 2019-й

Храмы и монастыри Ростовской области

А. А. МОТОВИЛОВА

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Походная церковь Казанской Иконы Божией Матери Семикаракорского благочиния построена в 1894 году на средства прихожан поселения Мокрый Гашун. Однопрестольная, деревянная, клетского типа, крашенная в белый цвет¸ она была возведена на каменном фундаменте в одной связи с деревянной колокольней [1]. В подвале церкви находилась большая кирпичная печь; нагретый воздух по воздуховодам подавался в залы.

В 1896 году возвели деревянное, на каменном фундаменте, здание церковно-приходской школы, рассчитанное на 80 учащихся, и деревянную караулку [1]. И указом Святейшего Синода от 5 марта 1896 года (№ 1293) открылся самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика при походной церкви в поселении Мокрогашунском Семикаракорского благочиния [2, с. 179]. В том же году «Донские епархиальные ведомости» объявили о вакансии на место священника: «С 13 марта 1896 года при новопостроенной одноклирной походной церкви поселения Мокро-Гашунского, Семикаракорского благочиния; подцерковного дома нет; жалованья 600 рублей; душ мужского пола 1044, женского 1033. Мокро-Гашунский причт до устройства подцерковных домов должен иметь пребывание в Манычско-Грузском поселении и поочерёдно с причтом церкви этого поселения совершать богослужение и требы в Мокро-Гашунской походной церкви, имея по обеим церквам общую кружку братских доходов» [2, с. 187]. 6 июня место священника церкви Мокрогашунского поселения занял Николай Попов, прежде служивший в станице Нижне-Кундрюческой Константиновского благочиния [3, с. 278].

В 1896 году при Казанской церкви открыто церковно-приходское попечительство под председательством мещанина Дамиана Черевиченко. Членами попечительства стали мещанин Терентий Ночевный, крестьяне Тимофей Бородин, Исидор Лисюшенко, Зот Дубинин, Савва Харьковский, Василий Недвигин, Онуфрий Безуглов, Евдоким Крива, Платон Засинка и Иосиф Шкарупатов [3, с. 279]. Оно заботилось о благоустройстве школьного здания, устраивало ученикам ночлег, доставляло подводы для тех, кто жил на далёком расстоянии, снабжало неимущих одеждой, обувью, питанием, учебными пособиями. Духовенство, которое производило кружечные сборы в церкви, отчисляло 2 % на нужды церковно-приходской школы.

В жизни православного прихода особое значение имела деятельность церковных старост. Староста избирался из числа прихожан; в его обязанности входили сбор денег в церковный кошелек и кружку, покупка всего необходимого, ведение приходо-расходных книг, наблюдение за исправным состоянием церковного здания и утвари, надзор за отоплением, освещением и чистотой, продажа восковых свечей и огарков; наблюдение за сохранением тишины и порядка во время богослужений и во время крестных ходов. 23 января 1898 года в должности старосты на три года утвердили крестьянина Филиппа Лукьяненко [4, с. 102].

24 апреля 1895 года вышло утверждённое императором решение Государственного совета «Об отводе земельных участков приходским церквам, находящимся на владельческих землях в области Войска Донского». Документ предписывал отводить наделы размером 33 десятин причту каждого слободского храма «из земель всех частных владельцев прихода без различия вероисповеданий и сект, к которым принадлежат эти владельцы, в том числе и из участков, обращённых в собственность генералов, офицеров и классных чиновников Донского казачьего войска и их семейств». Организационная сторона дела ложилась на особые церковные попечительства, утверждаемые войсковым наказным атаманом. На основании статьи 8 закона от 24 апреля 1895 года церковные попечительства входили с представлениями в Областное правление, которое делало распоряжение об отмежевании церковных наделов [5]. 16 сентября 1900 года уполномоченные от общества крестьян Мокро-Гашунского поселения Степан Дмитриев, Прохор Прядкин и Карп Бородин подали в Главное управление казачьих войск прошение, в котором объяснили, что в 1895 году крестьянин Гавриил Куренин заарендовал означенный войсковой участок сроком на шесть лет за плату 48 ¾ копейки за десятину в год, и потому необходимо отдать им этот участок с 1 сентября 1901 года в новый откуп без торгов на более продолжительный срок. Причина – крестьяне Мокрого Гашуна не надеются выдержать конкуренции с богатыми людьми – сектантами, которые занимаются овцеводством и скотоводством и намереваются заарендовать этот участок за большую цену [6].

Священнослужители вели метрические книги, преподавали в церковно-приходской школе, занимались проповеднической и просветительской деятельностью. Вот число прихожан Казанской церкви по клировым ведомостям 1904 года: мужчин – 1656, женщин – 1513 [7]. По воспоминаниям старожила Ефросиньи Дмитриевны Яровой (Пивоваровой), прихожанами были жители хуторов Мокрый Гашун, Тринадцатый, Полстяной, Погорелов, Тавричанский, Курячий, Хуторской [8].

В 1909 году доход причта составил 2801 рублей 13 копеек, 200 мер зернового хлеба. Было совершено 455 крещений, 83 брака, 321 погребение. В этот период в приходе числилось 1855 прихожан мужского пола [9, с. 462]. Казанская церковь и прихожане принимали участие в общественной благотворительности. По решению Святейшего Синода с 1881 года по всем приходам ежегодно стали проводиться сборы пожертвований на пятой неделе Пасхи в пользу слепых (в 1908 году от поселения Мокро-Гашунского было собрано 11 рублей 10 копеек [10].

13 сентября 1910 года по распоряжению епархиального начальства священника Казанской церкви Николая Попова переместили в церковь хутора Кухтачёв [9, с. 464], и 23 октября его сменил священник слободы Степановки-Ефремовой Петр Чеминов [11]. 25 января 1911 года на должность старосты Казанской церкви назначили Игнатия Бородина [12]. При церкви оставалось свободным место просфория, доход от которого составляли 60 рублей и сбор хлеба. [13].

В 1912 году Казанской церкви принадлежали 1686 квадратных саженей усадебной земли, два деревянных причтовых дома, построенных на средства прихожан. Сумма причтового денежного дохода с процента от причтового капитала составила 2476 рубля 68 копеек. Было собрано зернового хлеба 100 пудов [14]. Благодаря метрической выписке церкви, которая хранится в семье Галины Васильевны Куц, до нас дошли сведения о псаломщике Иоанне, который служил здесь с 1896 года [15].

Иван Максимович Труфанов родился в 1865 году в семье дьякона слободы Степановки-Грековой. Обучался в Новочеркасском духовном училище во втором классе [16]. Его сын Иван также обучался в Новочеркасском духовном училище [17]. С 10 сентября 1887-го по 28 августа 1891-го Труфанов служил в Покровской церкви хутора Каргина Вёшенской станицы. В выписке также сказано: «Мы нижеподписавшиеся священно-церковнослужители Донской Епархии Сальского благочиния Казанской Мокро-Гашунской церкви, сим свидетельствуем, что в копии метрической 1912 года книги означенной церкви под № 54 мужеска пола сказано: Тавричанской Губернии, Бердянского уезда, Николаевской волости крестьянин Василий Калинникова Куц и законной его жены Ульяны Самуиловой обеих православных сына Василия рождения двадцать второго марта тысяча девятьсот двенадцатого года. Восприемники были: той же губернии, уезда и волости крестьянин Петр Васильевич Антоненко и жена крестьянка Ольга Пантелеймоновна Понамарёва.

Таинство крещения совершал священник Петр Чеминов с причтом, в удостоверении чего и подписуемся, с приложением церковной печати. Июля 2-го дня 1912 года. Священник Чеминов. Псаломщик Иоанн Труфанов» [15].

10 апреля 1912 года утверждён в должности старосты Казанской церкви крестьянин Карп Бородин [18].

В 1913 году кружечного церковного сбора и пожертвований в пользу слепых от притчи церкви посёлка Мокрый Гашун поступил 1 рубль 50 копеек [19].

20 сентября1914 года определением Священного Синода № 7922 во всех церквях установлен особый кружечный сбор пожертвований на нужды раненых и больных воинов в пользу Российского общества Красного Креста [20].

В 1916 году прихожане Казанской церкви совершили паломничество в Киев. Уроженки хутора Погорелов сёстры Анастасия и Варвара Дмитренко и проживавшая в хуторе Тавричанском Екатерина Макаровна Мальцева шли пешком вместе с жителями близлежащих хуторов, чтобы поклонится древним святыням, помолиться за здравие и спасение мужей и братьев, воевавших на фронтах Первой мировой войны [21].

Одним из попечителей церковно-приходской школы был до революции коннозаводчик Захар Иванович Пишванов [22]. В школе была библиотека, которой заведовал дьячок. Согласно правилам, установленным Донской консисторией, в библиотеке вели две книги: учёта поступающих в её пользу средств и – купленных книг. После февральской революции школу передали в ведение Министерства народного просвещения. Накануне революции там работали учителями Терещенко и Резников. В двадцатые годы учительствовал Рубанов [23].

Семья Дмитренко Фомы х. Погорелов 1916 г.

Надежда Владимировна Титовская (Бочко) вспоминала, что в 1917 году священника Драгилева перевели из храма Николая Чудотворца станицы Голубинской (ныне территория Волгоградской области) в Мокрый Гашун. Детей у него не было, и он удочерил Валентину Никифоровну Устинову, 1903 года рождения, уроженку Голубинской, с отцом которой дружил прежде. Мать Валентины умерла, отец погиб на Первой мировой; в семье осталось семь сирот. Выйдя замуж за бойца Первой Конной Владимира Бочко, она не дала согласие на переезд с приёмным отцом. Драгилев, похоронив жену, вернулся в Новочеркасск. По семейному преданию, дома он обнаружил, что золото и драгоценности, спрятанные в подвале, пропали во время ремонта водопровода [24].

В начале января 1918 года здание церкви заняли Мокро-Гашунский волостной Совет и ревком под руководством Гавриила Никифоровича Скиба [25]. Декретом СНК «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 23 января 1918 года церковь отстранили от учёта родившихся и умерших.

В 20-е годы старостой Казанской церкви назначили Даниила Яковлевича Кравцова. Родился он в 1873 году в слободе Варваровка Николаевской волости Волчанского уезда Харьковской губернии. Участвовал в русско-японской и Первой мировой войнах, служил в личной охране царя Николая в Санкт-Петербурге [26].

В 1930 году метрические книги Сальского благочиния перешли в архив. Метрические книги Казанской церкви не сохранились.

Священник Пётр Лукич Дремачёв, назначенный сюда священником, родился 11 сентября 1874 году в станице Богоявленской 1-го Донского округа. Окончил курс в Донской духовной семинарии. 21 июля 1896 года его рукоположили в сан диакона церкви Трёх-Островянской станицы 2-го Донского округа. Срок пребывания на службе в Георгиевской церкви хутора Безыменский – с 20 июля 1898 по 1901-й год, в Николаевской церкви станицы Николаевской – с 11 января 1902-го по 31 июля 1913 года. Священника  арестовали 11 августа 1937 года и  27 сентября приговорили к высшей мере наказания, которая и последовала 7 октября [27].

Старосту Даниила Кравцова арестовали 4 сентября 1937 года и постановлением тройки УНКВД по Азово-Черноморскому краю от 27 сентября приговорили к отбытию наказания в Коми АССР. Умер Кравцов 2 сентября 1942 года в ссылке [28].

А звонарь Филат Демьянович Зинченко, 1879 года рождения [29], арестованный 9 апреля 1937 года, был осуждён 27 сентября и расстрелян 7 октября [30].

Д. Я. Кравцов.

Казанская церковь многие десятилетия оставалась единственной достопримечательностью здешних мест. Изо всех окрестных сёл добирались сюда  крестьяне помолиться, окрестить детей. Григорий Кириллович Никоненко вспоминал: родители шли двадцать километров из хутора Савоськина на пасхальную службу [31]. А на яблочный Спас, как рассказывают старожилы, батюшка обходил с прихожанами близлежащие хутора и святил яблоки в садах. В 1937 году купола Казанской церкви снесли, здание переоборудовали под клуб – на что израсходовали 16 000 рублей.

Во время немецкой оккупации клуб снова стал церковью [32, л. 71]. Священнослужители Казанского молитвенного дома совершали обряды и в соседних хуторах. Александра Терентьевна Мотовилова (Ротанёва) рассказывала: в 1942-м священник приезжал в хутор Курячий. Староста неоднократно собирал детей и взрослых в школе, и священник преподавал закон Божий в присутствии немцев [33]. С 1943 года служила в церкви просфорней Феодосия Терентьевна Дариенко [34].

В 1943 году церковная община организовала сбор средств на строительство танковой колонны имени святого Дмитрия Донского. Приход внёс посильный вклад в Фонд помощи детям и семьям воинов Красной Армии. Краевед Григорий Кириллович Никоненко вспоминает, что Дариенко с прихожанами объезжала хутора на волах и проводила сбор тёплых вещей и посылок для фронта [31].

8 декабря 1944 года настоятелем церкви назначили Анатолия Павловича Покровского. Он родился 16 августа 1895 года, служил священником с 1922 по 1929 годы в Хопёрском и Усть-Медведицком округах, а с 1932 по 1937-й – в Ростове-на-Дону. С 1929 по 1932-й трудился на заводе в станице Морозовской, на шахтах Красно-Донского управления. С 1937 по 1943 год работал на шахтах Караганды [35, л. 96].

С 1 апреля 1946 года священником зарегистрирован Георгий Васильевич Рожков. Он родился 7 апреля 1878 года; получил среднее образование, окончил два класса Духовной семинарии. В 1897 году учительствовал в приходской школе. С 1902 года – псаломщик [35, л. 96].

23 февраля 1947 года рукоположен в священники и назначен в Мокрый Гашун Николай Сергеевич Силин. Родился он 8 января 1884 года, окончил Харьковский университет. Духовное звание – иерей. В 1899 году, гимназистом 5 класса гимназии, давал частные уроки неуспевающим. С 1912 года, после окончания университета, преподавал в средней школе пение, музыкальную грамоту. С 1915 по 1917-й работал администратором-хозяйственником во Всероссийском земсоюзе при армии Брусилова. С 1918 по 1924-й – хормейстер, заведующий музыкальной студией 13-го запасного стрелкового полка Красной Армии. С 1925 по 1930-й – церковная агентура (дирижёр хора) и псаломничество. С 1930 по 1941-й жил и работал в конторе совхоза «Червоный шлях». С января 1943-го года пел с хором в церкви села Ледное Харьковской области [35, л. 96].

В октябре 1950 года в хутор назначили Ивана Ивановича Самохина. Он родился в хуторе Кудинов 24 сентября 1883 года. В 1914–1917 годах служил псаломщиком в царской и белой армиях. В 1950 году получил сан священника [35, л. 96].

Религиозная служба проводилась в помещении клуба до 1953 года. В здании бывшей церковной сторожки располагалась библиотека. А потом его передали в распоряжение райисполкома. Религиозной общине предоставили помещение бывшего сельсовета (80 квадратных метров). 24 мая в письме Председателю Президиума Верховного Совета СССР К. Е. Ворошилову сообщалось: для совершения богослужения православной общине предоставлено ветхое здание Мокро-Гашунского сельсовета. Саман от времени стал осыпаться и поддерживается только усердной обмазкой; он положен на землю без цоколя и фундамента. Стены вверху отходят наружу, долго простоять не могут и угрожают обвалом [35, л. 81].

Старожилы вспоминают: здание белили известью, его кровля была из железа, окрашенного зелёной краской; на крыше – купол. Колокол висел на столбе, сторож каждый час отбивал время. Священники Казанского молитвенного дома жили на съёмной квартире у просфорни Варвары Варсанофьевны Шепенёвой [26].

В ноябре 1954 года скоропостижно скончался священник Иван Иванович Самохин. 20 ноября в качестве священника приходской общины зарегистрирован Владимир Алексеевич Нечаев [36, л. 96]. 27 июня 1955 года настоятелем назначен Викентий Васильевич Ролич. Родился он в 1886 году. Получил высшее образование; служил священником в селе  Фёдоровка Таганрогского округа [37]. 31 июля 1957 года Ролич выбыл в Минеральные Воды. А 12 октября его уже перевели правящим епископом в Камчатскую область [36, л. 96].

Строительство сельского клуба. 1960 г.

5 октября 1960 года в присутствии старосты церковного совета Казанского молитвенного дома Фёдора Ивановича Краснобаева здание передали исполкому Савоськинского сельского совета, денежные и материальные ценности – районному финансовому отделу, архив и служебные книги – Петро-Павловскому молитвенному дому в Зимовниках; туда же, через настоятеля, протоиерея А. А. Тучемского – ризы, иконы, воздушки, дарохранительницу, одежду на престол, приборы для причастия.

Уполномоченный совета И. Усанов сообщал, что община верующих в хуторе является самой слабой. Ежегодно денежный оборот не превышал 10000 рублей. 30 октября 1960 года молитвенный дом сняли с учёта по причине отсутствия священника и распада общины [36, л. 81]. В том же году на месте церкви Казанской Иконы Божией Матери построен сельский клуб.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. ГАРО. Ф. 226. Оп. 3.Д.12166. Л.170.

2. Распоряжения и известия Епархиального начальства // Дон. епарх. ведомости. 1896. 15 апр. С. 179.

3. Там же. 1896. 1 июля. С.278.

4. Там же. 1898. 1 марта. С.102.

5. К вопросу о наделении церквей землёю // Дон. епарх. ведомости. 1914. 21 янв. С. 121.

6. ГАРО. Ф. 301. Оп. 8. Д. 1693. Л. 402–405.

7. ГАРО. Ф. 22. Оп. 3. Д. 12166. Л. 170 об.

8. Воспоминания Е. Д. Яровой, 1909 г. р., уроженки хутора Мокрый Гашун. Записано автором в 1999 году.

9. Епархиальные известия // Дон. епарх. ведомости. 1910. 21 сент. С. 462.

10. От уполномоченного Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых по области войска Донского // Дон. епарх. ведомости. 1909. 11 апр. С. 165.

9. Епархиальные известия // Дон. епарх. ведомости.1910. 21 сент. С. 464.

11. Епархиальные известия // Дон. епарх. ведомости. 1910. 1 нояб. С. 549.

12. Епархиальные известия // Дон. епарх. ведомости. 1911. 1 февр. С. 75.

13. Сведения о свободных просфорнических местах при церквах Донской епархии // Дон. епарх. ведомости. 1911. 21 янв. С. 65.

14. Шадрина А. В. Храмы Донской и Новочеркасской епархии. Конец XVII века – 1920 г. Ростов н/Д.: Антей, 2014. С. 244.

15. Метрическая выписка Казанской церкви. 1912. 2 июля.

16. Шадрина А. В. Приходское духовенство Донской и Новочеркасской епархии второй половины XIX века. Ростов н/Д.: Антей, 2014. С. 73, 350.

17. От Правления Новочеркасского Духовного училища // Дон. епарх. ведомости. 1910.11 марта. С.104.

15. Метрическая выписка Казанской церкви.1912. 2 июля.

18. Епархиальные известия // Дон. епарх. ведомости. 1912. 21 апр. C.172.

19.К сведению духовенства Донской епархии // Дон. епарх. ведомости. 1914. 1 апр. С.192.

20. Определение Священного Синода от 2 сентября 1914 г. №7922 // Дон. епарх. ведомости.1914.11 сент. С.553–555.

21. Воспоминания А. Н. Какурина (внука А. Ф. Дмитренко). Записано автором в 2017 г.

22. Воспоминания Е. Е. Ромашовой (правнучки З. И. Пишванова). Записано автором в 2017 г.

23. Воспоминания Е. Ф. Титаренко (Холодовой), 1912 г.р., уроженки хутора Мокрый Гашун. Записано автором в 1985 г.

24. Воспоминания Н. В. Титовской, 1936 г. р., уроженки хутора Мокрый Гашун (внучки В. Н. Устиновой). Записано автором в 1999 г.

25. Воспоминания И. К. Бочарова. Записал М. В. Бочаров; Мокрый Гашун, 1977 г.

26. Воспоминания А. М. Кравцова (внука Д. Я. Кравцова). Записано автором в 2019 г.

27. Мы не забыли: Книга памяти жертв незаконных политических репрессий / сост. Э. И. Емельянов. Ростов н/Д., 1996. С. 256.

28. Справка Ростовского областного суда о реабилитации Кравцова Даниила Яковлевича от 11 февраля 1966 г.

29. Воспоминания А. Ф. Мирошниковой., 1928 г. р., уроженки хутора Тавричанский. Записано автором в 2017 г.

30. Зинченко Филат Демьянович [Электронный ресурс]: Режим доступа: // https://ru.openlist.wiki/Зинченко_Филат_Демьянович (1879).

31. Воспоминания Г. К. Никоненко, 1932 г.р., уроженца хутора Савоськин. Записано автором в 2018 г.

32. ГАРО. Ф. Р-4173. Оп.  4. Д. 202. Л. 71.

33. Воспоминания А. Т. Мотовиловой (Ротанёвой), 1932  г. р., уроженки хутора Курячий. Записано автором в 2000 г.

34.Архив Администрации Мокрогашунского сельского поселения. Ф. 147. Оп. 3. Д. 88. Л. 31.

35. ГАРО. Ф.Р-4173. Оп. 4. Д. 202. Л. 96.

36.ГАРО. Ф.Р-4173. Оп. 4. Д.202. Л.96.

37. ГАРО. Ф. Р.-4173. Оп. 4. Д. 7. Л. 25–25 об.

 

 

 

 

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"