Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Штавдакер Л. А. "Неправда, друг не умирает..." // Донской временник / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2022. Вып. 31-й. C. 32-35 URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m4/4/art.aspx?art_id=1908

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Вып. 31-й

Общественная жизнь. Краеведы.

Л. А. Штавдакер

«НЕПРАВДА, ДРУГ НЕ УМИРАЕТ…»

 

К. Г Пашиньян. Фото из семейного архива

Известный мастер художественной фотографии Карп Григорьевич Пашиньян состоялся и как исследователь-краевед.

Мы знакомы с 80-х годов. Однажды он написал в «Вечёрку», с которой тогда сотрудничал, статью о краеведческом отделе Донской публичной библиотеки [1].

Мне понравился его стиль и слог, и с тех пор я читала все его краеведческие заметки. Их было немало в 80–90-е: об истории города [2], о событиях, происходивших в учреждениях культуры [3], об увлечённых людях [4] и более всего – о людях искусства [5]. Тогда же определилась и главная тема краеведческих изысканий Карпа Григорьевича, связанная с профессией всей его жизни [6].

В этот период в Ростовском книжном издательстве издавались хорошие краеведческие книги. Среди них – сборники воспоминаний, очерков и документов «Донские страницы» (1975–1987). В редакционную коллегию входили журналист и краевед Борис Петрович Агуренко, почти сорок лет отдавший работе в «Вечернем Ростове», историк Борис Владимирович Чеботарёв и директор Государственного архива Наталья Александровна Чумакова. А среди авторов 5-го выпуска, архивистов и краеведов, был и Карп Григорьевич Пашиньян [7]. Когда в этот сборник ещё только собирали материалы, в краеведческий отдел Ростовской областной научной библиотеки имени К. Маркса (ныне Донская публичная) пришёл Андрей Макарович Ахназарян, ученик Андрея Семёновича и Марии Михайловны Чиненовых, основателей Художественной школы Донпрофобра в Ростове 1920-х годов. Он принёс папку из своего домашнего архива с рисунками и этюдами А. С. Чиненова, множеством фотографий из семейного альбома, письмами дочери Чиненовых Елены Андреевны, проживающей в Москве. Я помогла ему подготовить очерк о любимых учителях. Он был благодарен им и помнил всю жизнь [8]. Этот очерк стал моим первым опытом как редактора, но главное – открытием почти забытых Чиненовых, имена которых по праву должно было бы носить Ростовское художественное училище имени М. Б. Грекова. Автор подарил мне книжку с дарственной надписью: «Лариса Александровна, благодарю за совет опубликования очерка о Чиненовых в Ростиздате. Ахназарян».

И ещё один сборник Ростиздата объединил нас с Карпом Григорьевичем – «Богатый колодезь» (1991). Я рассказывала об одной забытой книге [9], Пашиньян – о фотографе, художнике, изобретателе фотоплёнки И. В. Болдыреве [10].

В «Донской временник» Карп Григорьевич сначала пришёл как фотохудожник, автор обложек к выпускам за 1996 и 1997 годы.

На обложке: Медаль в память взятия Азова. Серебро. (Россия. Адмиралтейский монетный двор). Неизвестный русский медальер. Начало XVIII в. Из фонда Азовского краеведческого музея. Фото К. Г. Пашиньяна

На обложке:Портрет А. М. Каледина. Худ. М.  Б. Греков. Из фонда Новочеркасского музея истории донского казачества. Публикуется впервые. Фото К. Г. Пашиньяна

Наше творческое содружество состоялось лишь спустя двадцать лет.

А началось всё с простой школьной тетради, исписанной рукой Григория Ивановича Стененко, потомственного органного мастера, изобретателя, с которым Карп Григорьевич был дружен. Записки Г. И. Стененко в своё время подарил Пашиньяну; они хранились в его личном архиве. Мастера давно не было в живых; и публикация К. Г. Пашиньяна его записок, основанных на воспоминаниях отца, органного мастера, стала не только данью памяти талантливым изобретателям, но и открытием для современного читателя давно забытых музыкальных инструментов [11].

В этом же выпуске альманаха опубликовано исследование К. Г. Пашиньяна о фотографиях М. А. Шолохова и их авторах – классиках фотоискусства [12]. И с того времени каждая статья, а по сути краеведческое исследование, Карпа Григорьевича сопровождалась в альманахе его великолепными художественными фотографиями.

О личном архиве краеведа К. Г. Пашиньяна следует сказать особо. В нём воспоминания и письма известных людей, которые впервые опубликованы (или цитировались) в «Донском временнике». Среди них: автобиография Е. В. Переслени, внука поэта и декабриста В.Л. Давыдова из домашнего архива Е. Н. Беляевой [13], «К родословной Флёровых. Запись рассказа Александра Фёдоровича Флёрова, немного дополненная» его сыном В. А. Флёровым» [14], уже упомянутые «Записки» Г. И. Стененко [11], личные воспоминания о встречах с замечательными людьми и их рассказы [15].

Мне как редактору работать с ним было легко и интересно: мы были единомышленниками, полагая главным для краеведческого ежегодника достоверные ссылки на архивные документы, письма и воспоминания, литературные источники.

Пять лет назад Карп Григорьевич задумал серию статей (воспоминаний) под названием «Мои великие старики». Первая статья вышла к 100-летию ростовского историка Б. В. Чеботарёва и краеведа и литературоведа Арк. А. Айрумяна [16]. Название так понравилось Карпу Григорьевичу, что следующую статью, о художнике Т. Ф. Теряеве, он хотел назвать также, но мне удалось отговорить его (Представьте, как будет выглядеть ваша библиография с одинаковыми названиями статей, это запутает читателя!). И он согласился, упомянув любимое название в самой статье [17], а затем в предисловии к последующей [13, с. 36].

Тогда он здесь же признался: «У меня были хорошие учителя по краеведению: Аркадий Александрович Айрумян, Борис Владимирович Чеботарёв. <…> Занимаясь фотографией, её историей на Дону, старался «расшифровать» старые снимки. Если в кадре есть название улицы, банка или магазина, если у портретируемого в руках газета или книга с текстом, который можно прочесть, – это повод начать поиск, краеведческое исследование».

Одну из своих ранних статей о фотовыставке Евгения Халдея в областном краеведческом музее Карп Григорьевич назвал строчками из стихотворения К. Симонова «Смерть друга» – «Неправда, друг не умирает…» [18]. Они так же созвучны мне, когда я думаю о Карпе Пашиньяне.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Пашиньян К. Работа – знать свой край // Вечерний Ростов. 1984. 8 дек.
  2.  Его же. В порту, на набережной : [К истории Ростов. порта] // Там же. 1986. 16 сент.; Его же. От бунта – к стачке [1902 г.] // Там же. 20 сент.; Его же. На пути борьбы и побед : [Из хроники 1905 г. на Дону] // Там же. 1985. 22 янв.; Его же. Реликвии с яхты «Колхида» : [окт. 1917 г. – 1920 г.] // Красное знамя. 1989. 5 марта.
  3. Его же. ТЮЗ : вчера, сегодня, завтра // Комсомолец. 1983. 19 нояб.; Его же. Донской народный костюм : [о выставке в Новочеркас. музее истории дон. казачества] // Красное знамя. 1987. 22 нояб.
  4. Его же. Коллекция, ставшая книгой : [о М. П. Корнелио, любителе-энтомологе из Персиановки] // Молот. 1987. 3 янв.; Четыре мгновения судьбы : [о Н. П. Глебове-Авилове, первом директоре. Ростсельмаша] // Вечерний Ростов. 1989. 16 мая.
  5. Его же. Именинник : [Этюд к портрету О. Лусегенова] // Комсомолец. 1983. 15 нояб.; Его же. Занятие для рук и души : [о самодеят. художнике Н. П. Крюкове] // Вечерний Ростов. 1985. 5 июля; Его же. Человек на родной земле : [о художнике О. Лусегенове] // Вечерний Ростов. 1986. 20 марта; Его же. Перекрёстным огнём : [о художнике К. Г. Кащееве] // Молот. 1988. 6 февр.
  6. Его же. Искусством фотографии : [о выставке работ фотолюбителей Дона] // Молот. 1985. 13 нояб.; Его же. Фотосалон и его экспозиция // Вечерний Ростов. 1986. 21 нояб.; Его же. Снимаю, проявляю, печатаю : [о фотоаппарате, находке В. и С. Ершовых] // Комсомолец. 1989. 20 июня; Его же. По следам старых фотографий : [о дон. фотографе В. Ф. Петрыковском] // Вечерний Ростов. 1990. 3 янв.; Его же. Автомобили, Автомобили... : [об истории фотодела на Дону, о ростов. спортсмене и фотолюбителе З. Рыгельском] // Вечерний Ростов. 1990. 10 февр.
  7. Его же. Член первого Донкома РСДРП: [В. И. Невский]; Его же. Час ученичества и жизнь в искусстве [история Рост. художеств. училища им. М. Б Грекова] // Донские страницы. Вып. 5. Ростов н/Д., 1987. С. 36–40, 122–124.
  8. Ахназарян А. М. У истоков художественного образования// Донские страницы. Вып. 5. Ростов н/Д., 1987. С. 101–121.
  9. Штавдакер Л. «Краткая биография шефа и памятка 5-го Донского казачьего войскового атамана Власова полка»: (по страницам забытой книги): [о М. Г. Власове, одном из славных героев Отечественной войны 1812 года, донском казаке] // Богатый колодезь: ист.-краевед. альм. Ростов-на-Дону. 1991. Вып. 1. С. 187–192.
  10.  Пашиньян К. Казак станицы Терновской и его «Собрание видов и типов из Донской области» : (И. В. Болдырев) // Богатый колодезь: ист.-краевед. альм. Ростов-на-Дону. 1991. Вып. 1. С. 193–205.
  11. Пашиньян К. Механик от Бога Григорий Стененко; Стененко Г. И. Как появился русский переносный орган на Дону. Публикация К. Г. Пашиньяна // Донской временник. Год 2015-й. Вып. 23. Ростов н/Д., 2014. С. 57–62.
  12.  Пашиньян К. Шолохов: фотографии, негативы, автографы // Там же. С. 163–165.
  13.  Его же. На волне щедрой памяти // Там же. Вып. 28. Ростов н/Д., 2019. С. 36–46.
  14. Его же. Корни и крона. Флёровы // Там же. Год 2021-й. Вып. 29. Ростов н/Д., 2020. С. 5–13.
  15. Его же. Палыч // Там же. Год 2017-й. Вып. 25. Ростов н/Д., 2016. С. 161–162.
  16. Его же. Мои великие старики // Там же. Год 2018-й. Вып. 26. Ростов н/Д., 2017. С. 166–171.
  17. Его же. Какой художник был! // Там же. Год 2019-й. Вып. 27. Ростов н/Д., 2018. С. 131–133.
  18. Его же. «Неправда, друг не умирает...» // Вечерний Ростов. 1984. 18 дек.


 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"