Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Лунин Б. В. Новые пути Северо-Кавказского краеведения // Донской временник. Год 2011-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2010. Вып. 19. С. 138-141. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m4/3/art.aspx?art_id=736

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2011-й

Краеведческие организации Ростовской области

Б. В. Лунин

 

НОВЫЕ ПУТИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

 

День 18 февраля 1926 года – знаменательный день в истории северо-кавказского краеведения. В этот день в Ростове н/Д по почину Краевой секции научных работников и союза Рабпрос было созвано совещание широкой массы краеведов, в т. ч. педагогов и научных работников, постановившее образовать Северо-Кавказское краевое бюро краеведения (СККБК) для объединения всей краеведческой работы на Северном Кавказе и руководства ею. Как известно, в противовес многим другим областям России, Северо-Кавказский край беден научно-исследовательскими учреждениями и даже просто культурными силами. К тому же даже и существующие учреждения распылены, не связаны в одно целое, работают, не имея плана, не делясь накапливаемым материалом, не чувствуя за собой хотя бы небольшой материальной поддержки.

Говоря, однако, о бедности Края культурными силами, мы имеем в виду бедность именно в краеведческом отношении. И действительно, — прямой и конечной целью краеведения является такое положение дел, когда краеведом становится каждый сознательный гражданин страны, будь то крестьянин, рабочий, служащий, сельский и городской педагог, научный работник или кто-либо другой [1]. У нас же задачи краеведения разрешаются немногими сотнями работников. Краеведом не стал, конечно, не только крестьянин или рабочий, но, например, и такой первый проводник идей краеведения, претворяющий их в жизнь в самых глухих и затерянных уголках, каким является сельский учитель, уже в значительной степени втянутый в краеведческую работу в некоторых местностях страны.

Существование специального краеведного органа несомненно разбудит, всколыхнёт массы просвещенцев, научных работников, заставит последних вести свою работу в приближении к задачам краеведения.

С организацией Бюро и открытием его действий, впервые за весь послереволюционный период, будет объединена и введена в плановое русло работа отдельных лиц и краеведческих учреждений и организаций.

Возвращаясь к упомянутому выше совещанию, мы видим, что в результате его работы и было организовано Северо-Кавказское краевое бюро краеведения, в составе 9 человек и 2 кандидатов: проф. П. И. Лебедев (СКГосуниверситет), проф. В. Н. Вершковский (СКГосуниверситет), проф. А. И. Воскресенский (Краевой научный совет), Д. Д. Кучинский (Союз Рабпрос), Б. В. Лунин (Краевое О-во археол., истории и этнографии), М. К. Кондуков (Агитпроп крайкома ВКП (б), П. И. Ястребов (КрайОНО), А. Г. Гаврилов (ДОНО) и А. Д. Князев (Крайпролетстуд) и кандидаты — А. Н. Дьячков-Тарасов (КрайОНО) и Н. М. Шерстюков (Дон. О-во натуралистов).

Из числа перечисленных лиц сконструирован президиум Бюро: проф. П. И. Лебедев (председатель), Д. Д. Кучинский (зам. пред.) и члены президиума – проф. В. Н. Вершковский, проф. А. И. Воскресенский, А. Н. Дьячков-Тарасов (1-й отв. секретарь), Б. В. Лунин (2-й отв. секретарь) и А. Г. Гаврилов (казначей).

Основной задачей Бюро на ближайшее время, должно явиться осуществление созыва 1-го Краевого съезда деятелей по краеведению Северного Кавказа [2].

Срок созыва съезда определяется октябрём 1926 года. Численность членов Съезда выражается цифрой 64, слагающейся из 21 представителя округов и областей Края (по 1 чел. на каждый) и 43 представителей различных научно-исследовательских и краеведческих учреждений Северного Кавказа.

Съезду будет предшествовать пленум Бюро, имеющий быть созванным в середине мая месяца текущего же года. На пленуме Бюро будут представлены города Края: Краснодар, Новочеркасск, Армавир, Майкоп, Новороссийск, Ставрополь, Пятигорск, Владикавказ, Сочи, Нальчик, Миллерово и Шахты.

Наряду с подготовительной работой существующее ныне Бюро принуждено, конечно, было заняться и другой работой для облегчения дальнейших шагов работников в области краеведения после Съезда. Надо было установить структуру Бюро, разбить его на целый ряд секций, охватывающих отдельные стороны деятельности Бюро, организовать эти секции и заставить их приступить к работе, выявить точные списки всех научно-исследовательских, музейных и краеведческих организаций Края, м. б. даже составить путём анкетного опроса и издать персональный список лиц, изучающих Северный Кавказ, положить основание издательской деятельности Бюро путём периодического выпуска печатного органа Бюро — «Бюллетеня», провести в максимально возможных размерах разнохарактерную агитационную кампанию среди различных кругов населения, подвергнуть суждению отдельные задачи краеведческой работы, подчеркнув и обратив особое внимание на те из них, которые имеют особо актуальное значение для жизни Северо-Кавказского Края в текущий момент и т. д. и т. д.

Со времени создания Бюро, за короткий период времени начертанные выше задания уже в значительной мере проведены в жизнь. Структура Бюро представляет структуру, не только построенную на рациональных началах, но и действительно могущую на первых порах охватить все основные стороны деятельности Бюро. По этой структуре Бюро разделяется на ряд соответствующих секций и подсекций, а именно: 1) Организационно-инструкторскую секцию, 2) отдел общего краеведения с секциями: а) естественно-производительных сил, б) экономики и хозяйства, в) обществоведения (история, литература, язык и пр.), г) антропологии, и д) археологии, этнологии, этнографии и истории искусств, 3) секцию по делам музеев (Музейную секцию), 4) секцию школьного краеведения и 5) экскурсионную секцию.

При организационно-инструкторской секции действует редакционная коллегия Бюро и специальная студенческая подсекция, поскольку участию широких масс студенчества Края в краеведческой работе придаётся особое значение.

Небезынтересно отметить, что предметом большой дискуссии явился вопрос об образовании специальной Секции автономных национальных областей Северного Кавказа. В результате дискуссии предложение о создании данной Секции было отклонено по тем совершенно справедливым соображениям, что Бюро и не должно мыслить себе иного положения дел, чем то, при котором как оно само, так и все его секции и филиалы, должны будут ни на одну минуту не забывать, что все вопросы, связанные с краеведением автономных национальных областей, являются главенствующими вопросами в их работе, требующими по отношению к себе повседневного внимания.

Несомненно, что изучение горских племен Северного Кавказа, их истории, быта, языка, окружающей обстановки, естественных и производительных сил национальных областей, их хозяйства и т. д. – колоссальная и важнейшая задача, большинство трудностей которой падёт на Бюро.

Некоторые из частных вопросов, связанных с этим изучением, должны быть осуществлены буквально немедленно. Усиленная миграция горцев, быстрое проникновение к ним городской культуры, исчезновение старого уклада жизни и связанных с ними отличительных черт горской самобытности, — вот картина наших дней.

Возвратясь к вопросу о секциях, видим, что во главе каждой секции и подсекции стоит президиум из 3-х человек (председатель и два члена на правах заместителей). Сейчас некоторые из названных секций и подсекций уже приступили к своей работе, при чём со стороны Бюро обращено сугубое внимание на личный подбор их руководителей.

В недалёком будущем заканчиваются печатанием 1–2 и 3–4 №№ «Бюллетеня», содержащие в себе ряд статей руководящего характера по главнейшим отраслям краеведческой работы. Что же касается дальнейших №№ его, то таковые будут издаваться постоянным Бюро, т. е. после созыва Краеведческого Съезда. Однако, весьма вероятно, что в целях проведения усиленной информации и в виду наличия интересного животрепещущего материала, в том числе материала подготовительного характера, существующей ныне редколлегией Бюро будут изданы еще №№ 5 и 6 «Бюллетеня». Эти номера включат в себя статьи по частным вопросам краеведческой работы, информацию с мест, отдел библиографии, хронику Бюро, инструкционный материал, типовые положения о местных краеведческих обществах, списки всех научно-исследовательских учреждений, музеев и краеведческих организаций Северного Кавказа и т. п.

В ближайшее время Бюро организует цикл открытых вечеров краеведения, созываемых каждую неделю по определённым дням. В числе первых вечеров – вечер общих вопросов Краеведения, Студенческий, Донской, Чеченский и Адыгейский. Доклады на трёх последних вечерах предположено сопровождать демонстрацией народных плясок, танцев, музыки, пения. Предположен вызов с мест казачьих и горских, певцов, танцоров и музыкантов.

Одним из очередных вопросов работы Бюро является вопрос об организации в дальнейшем небольшого общежития для приезжающих в г. Ростов н/Д работников с мест. Идея создания подобного общежития уже давно выдвигалась проф. В. Н. Вершковским, но по объективным условиям не могла быть проведена в жизнь. Существование общежития принесёт приезжающим не только сокращение расходов из их скромного бюджета во время пребывания в краевом центре, но поведёт ещё и к непосредственному общению останавливающихся в общежитии работников. Наряду с этим при общежитии будет находиться ещё и постоянный дежурный Бюро, на обязанности которого должна лежать информация прибывающих о деятельности Бюро, дача соответствующих справок, указаний и т. д. В дни максимального скопления целесообразно устраивать особые собеседования по вопросам краеведения. Таким образом, общежитие служило бы местом дружеской, тесной спайки представителей мест с деятелями Бюро. О пользе такой спайки излишне говорить.

В настоящее время задача организации общежития, конечно, ещё не разрешена. Однако, правление краевого Дома учёных (Л. М. Ефременко, М. А. Лютович, П. И. Бухман, Н. Н. Сретенский и др.) вообще всецело идущие навстречу нуждам Бюро, вынесло постановление о предоставлении Бюро на самых льготных началах трёх постоянных мест в общежитии Дома (помещение, завтрак, обед и т. д.).

Такими же очередными вопросами сегодняшнего дня являются: 1) подготовка студенчества к летним краеведческим работам. Непроведение этой подготовки в самый короткий срок повлечёт за собой потерю ещё одного года, в смысле использования тысячной студенческой массы, изрядное количество представителей которой в летний период времени растекается по всем уголкам Края и может представить собой гигантскую организацию молодых краеведов, осуществляющих задания Бюро (собирание сведений, материалов, организация краеведческих ячеек в сёлах, станциях и деревнях и т. п.). 2) Выработка методов и принципов работы краеведов Северного Кавказа в предстоящей Всероссийской статистической переписи. Безусловно участие краеведов в данной переписи должно быть осуществлено в максимально предельных размерах. Это обстоятельство уже учтено в Центре и Центральное Бюро Краеведения, на своей последней сессии в январе 1926 года уделило усиленное внимание обсуждению указанного вопроса. 3) Увязка вопросов экскурсионной работы с органами Крайсовпрофа, в целях правильной и рациональной постановки экскурсионного дела среди профсоюзов Края. Насколько известно, опыты проведенных КрайСПС в прошлом году экскурсий, в большинстве случаев, не только не давали благоприятных результатов, но часто просто являли собой кривое зеркало экскурсионизма, не только бесполезное, но даже и прямо отрицательное и вредное, и, наконец, 4) Установление тесного контакта с СКПланом и местными плановыми органами. В плановом изучении Края, проработке плановых перспектив народного хозяйства и промышленности Северного Кавказа краеведы, особенно на местах, явятся могучим вспомогательным аппаратом.

Истекшие годы создали в рядах научных работников нашего Края не малое количество скептически и пессимистически настроенных людей, потерявших веру в возможность быстрого развития краеведческого дела на Северном Кавказе. Действительно, не отрицая целого ряда крупных достижений отдельных организаций и лиц в деле изучения Края, тем неменее нельзя не вспомнить и о многом другом.

Так, например, до 1926 года на Северном Кавказе не было проведено никаких действительных мероприятий по объединению научно-исследовательской и краеведческой работы. До сего дня в Крае отсутствует уполномоченный по делам музеев и охраны памятников старины и природы. Лишь совсем недавно открыла свою деятельность Ассоциация Научно-Исследовательских Институтов, ещё и сейчас не развернувшая работы даже по программе минимум. Почти совершенно отсутствует издательство краеведческой литературы. Только один раз, в 1923 году, удалось созвать Конференцию по изучению естественно-производительных сил Юго-Востока России, которая, как свидетельствует уже одно наименование её, получила специфический естественно-производительный уклон, совершенно не охвативши даже в самой незначительной степени, всех других многочисленных вопросов краеведения. Сочинский Краеведческий Съезд 1924 г. прошел весьма слабо, почти не дав сколько-нибудь ощутительных результатов. Из местного бюджета краеведческим учреждениям и организациям Края не уделялось никаких, даже самых ничтожных средств. Экспедиции по Краю, произведенные на наших глазах, носили случайный характер, исходившие от центра проходили мимо местных организаций, не делились с ними результатами своих работ и т. д. и т. д. Не трудно понять то естественное чувство обиды и боли за свой Край, которое овладевало местными работниками при виде такой картины.

Мы не хотим и не имеем права обвинять во всём этом заинтересованные в деле изучения Края краевые органы. Было бы слишком односторонне не учитывать обстановки момента, происшедшее районирование, сконцентрировавшее на себе все взоры краевых учреждений, стеснённость и ограниченность бюджета Края и пр. Тем неменее всё-таки остается непонятными, почему, например, в граничащей с нашим Краем молодой Абхазской Республике, находящейся в таких же, если ещё не более трудных условиях, чем Северный Кавказ, может так интенсивно и широко развернуть свою деятельность Абхазское научное общество, может осуществляться уже два года подряд созыв поражающих своей организованностью и размерами краеведческих съездов и т. п. Почему из многих провинций России приходит к нам издаваемая там литература, характеризующая обширность проводимой работы.

Именно поэтому в создании Северо-Кавказского Бюро Краеведения нам видится особо знаменательный факт, выдающегося значения для Края.

При условии развертывания работ Бюро, его правильного и беспрерывного функционирования, в очень непродолжительный срок должны будут разрешиться все наболевшие вопросы. Призывы к изучению естественно-производительных сил Края, его хозяйства и экономики, истории культуры, к охране памятников природы и старины, перестанут оставаться призывами, найдут своё реальное осуществление.

Заканчивая эту небольшую статью, хочется искренно верить, что при помощи Бюро и под его руководством, краеведение Северного Кавказа действительно выйдет на новые и великие пути своего развития,– пути светлые, пути многообещающие.

P. S. К моменту напечатания настоящей статьи закончились работы 1-го Пленума Бюро (15–16 мая с. г.), о работе этой нельзя не сказать нескольких слов. Несмотря на позднюю рассылку пригласительных писем, т. е. по первому призыву Бюро, на Пленум прибыло более 15 представителей мест, делегированных общегородскими собраниями краеведов указанных выше городов Края.

Пленум заслушал большой доклад представителя Бюро А. И. Воскресенского об организации краеведческой работы на Северном Кавказе и приветствовал инициативу Краевого центра г. Ростова н/Д в деле создания орг. Бюро. Последнему м. п. Пленум присвоил наименование временного Бюро (до Съезда) со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Пути объединения краеведческих организаций и их деятельности подверглись всестороннему суждению с внесением целого ряда практических предложений наряду с одобрением правильности общей линии работы взятой орг. Бюро.

Особо ценным моментом в работах Пленума явились выступления докладчиков с мест, в т. ч. представителей автономных национальных областей Края. Из этих докладов отчетливо выяснилось, какая большая краеведная работа проводится или зарождается во всех уголках Северного Кавказа. Вместе с тем доклады определили и все больные вопросы краеведения у нас в Крае, к числу которых в первую очередь следует отнести: отсутствие правильного понимания некоторыми советскими, хозяйственными и профессиональными органами на местах задач и роли краеведения, недостаточность связи между отдельными краеведческими организациями Края, отсутствие информации и руководства их деятельностью и заедающее всех острое безденежье.

В принятых Пленумом резолюциях намечен ряд практических мероприятий, направленных к устранению всех болезненных и отрицательных явлений.

Состав Бюро дополнен рядом представителей с мест. Одновременно был намечен и утверждён обширный список членов-корреспондентов Бюро. Этот список охватил собою всю территорию Северо-Кавказского Края.

В принятых Пленумом резолюциях Бюро предложено провести в жизнь ряд задач (до созыва Съезда, которому также будет предшествовать 2-й Пленум Бюро в сентябре месяце), а именно: а) произвести точный учёт всех научно-исследовательских, краеведческих и музейных организаций Края, б) установить распределение краеведов по специальностям, в) осуществить выпуск дальнейших №№ «Бюллетеня» Бюро, г) завязать тесные сношения с центральным Бюро краеведения и установить связь с Ассоциацией Горских Краеведческих организаций в г. Махач-Кала, намеченной к переводу в один из центров Северо-Кавказского Края, д) разработать и согласовать с надлежащими организациями и учреждениями вопрос о материальной базе краеведческих организаций Края, ж) приступить к сбору материалов для производственного плана краеведческих работ на 1927 год и проработке последнего, з) наладить обмен изданиями и др.

Уже один перечень преподанных задач говорит, что идея объединения краеведческих организаций Края, их укрепления, усиления и развития деятельности всё более и более претворяется в жизнь. В заключение следует отметить, что работы Пленума проходили в строго-деловой обстановке и вместе с тем при теплом товарищеском отношении друг к другу, при наличии искреннего и полного веры энтузиазма в работе.

По окончании работы Пленума его участниками был заслушан доклад прибывшего из Сталина [3] проф. А. В. Миртова о говоре донских казаков и сообщение известного музыкального этнографа-краеведа А. М. Листопадова (Новочеркасск) о его многолетних работах среди казачьего населения Дона, сопровождавшееся иллюстрацией фонографических записей старинных казачьих хоровых песен.

 

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. Наиболее общепринятая ныне точка зрения, не согласная, однако, с личными взглядами и воззрениями автора на краеведение и связанные с ним вопросы. – Б. Л.
  2. Если принять во внимание проведённую в 1923 г. конференцию по изучению естественно-производительных сил Юго-Востока России, то отмечаемый Съезд можно будет считать за 2-й Краеведческий Съезд в краевом масштабе – Б Л.
  3. бывшая Юзовка, ныне Донецк (укр.)


 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"