Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Ревин И. А. Помещики Ефремовы // Донской временник. Год 2011-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2010. Вып. 19. С. 46-48. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m2/3/art.aspx?art_id=706

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2011-й

Генеалогия. Семейная история
См. также: Зайцева Н. Н. Из рода Ефремовых: Иван Николаевич Ефремов (1866-1933)

И. А. Ревин

 

ПОМЕЩИКИ ЕФРЕМОВЫ

донские дворяне Ефремовы и донские крестьяне Могилевские

 

Одни исследователи пишут об относительной хозяйственной самостоятельности крестьян, объясняя её слабым распространением крепостнических порядков, обилием земли при нехватке рабочих рук, возможностью побегов на Кубань и Кавказ [1]. Другие полагают, что «рабство царило в полной силе, как и в центральной России и Украине. Крестьян продавали, меняли на лошадей, охотничьих собак, проигрывали в карты и вообще распоряжались ими как своей неотъемлемой собственностью, живым инвентарём…» [2]. Разумеется, никто не преуменьшает вклад крестьян в развитие сельского хозяйства региона [3]. Жаль только, что историки редко обращаются к устным преданиям участников либо свидетелей исторических событий.

 

Родословная донских крестьян Могилевских В моём распоряжении оказалась «Родословная» семьи коренных донских крестьян Могилевских, записанная Иваном Николаевичем Могилевским (1927–2006) в конце 1950-х годов со слов своих родителей Николая Сергеевича (1882–1970) и Веры Ефимовны (1882–1972.) [4]. В «Родословной» отражены основные этапы аграрной истории Дона с середины XVIII века до 1930-х годов, немало внимания уделено помещикам Ефремовым – крупным донским землевладельцам. Многие сведения «Родословной» подтверждаются архивными материалами [5], – что не удивительно: основатель рода – сын московского купца Ефрем Петров – перебрался в Черкасск ещё в 1670 году. Данила (ок. 1690–1760) и Степан (ок. 1730–1784) Ефремовы были войсковыми атаманами, они получали в награду от царского двора «соболей» и чины, участвовали в походах Петра I, в Семилетней войне 1756–1763 годов [6].

Итак, «Пан Ефремов (генерал) служил во времена царствования Екатерины II неоднократно участвовал в воинах, был награждён орденами в войне с турками, а когда вышел в отставку, получил дар царицы - надел земли по реке Белая Калитва от местечка Криворожья по обе стороны ширенною 50 вёрст и длинною 70 вёрст, т. е. 350 кв. вёрст. Генерал Ефремов снарядил дружину из числа купленных крепостных и двинулся на Дон через Белоруссию. В Могилёвской губернии караван остановился на отдых в лесу, где обнаружили беглого крестьянина, закованного в кандалы. По закону его было необходимо доставить в полицию, но Генерал этого не сделал, так как понимал, что для освоения нового места нужны люди. Генерал сказал беглецу, что отныне он будет считаться крепостным Генерала Ефремова, а писарю велел немедленно занести фамилию беглеца в списки выше сургучовой печати. Беглец назвал только имя Стефан, а фамилию ему дал Генерал, который решил, раз мы его поймали в Могилёвской губернии, пусть будет Могилевским» [7].

В этой семейной легенде интересные совпадения. В 1753 году императрица Елизавета Петровна назначила Степана Даниловича Войсковым атаманом, чтобы в важных случаях он «поступал по ордерам и наставлениям отца». Во время дворцового переворота июня 1762 года Ефремов действительно находился в Петербурге, вместе с Зимовой станицей он совершил «поход на Петергоф» для ареста императора Петра III, чем заслужил монаршее благоволение Екатерины II [8]. Однако, маловероятно, что он получил указ на занятие участка земли. Донские старшины захватывали тогда войсковые и юртовые земли на правах «заимки», то есть самовольно. Более того, крестьянские поселения Ефремовых на Калитве были основаны раньше 1763 года, когда на Дону прошла первая ревизия крестьян. Так, слобода Большинская впервые упоминается в 1754 году, а в 1763-м у войскового атамана Степана Ефремова на месте будущей слободы Ефремо-Степановской уже стоял хутор Дубовник (на берегу Калитвы до сих пор сохранилась дубовая роща – «панский сад»), в котором проживали малороссияне [9]. Массовый их приток сюда произошёл во второй половине XVIII века. Записывали беглых крестьян не только донские старшины – это не стеснялся делать и сам Ефремов [10]. На рубеже XVIII–XIX веков на Дону наблюдался особенно большой прилив беглых из разных губерний; крестьян охотно принимали местные помещики [11]. и даже легендарный М. И. Платов, не имеющий недостатка в крестьянах [12]. в 1801 году подпал под суд за приём и укрывательство беглецов (однако после объяснения был признан невиновным [13].

«Степан Данилович родился в военной семье, его отец дослужил до полковника и ушёл в отставку. Степан Данилович был кадровым офицером, а затем генералом царской армии, служил в Санкт-Петербурге. Служба была нелёгкая, так пришлось участвовать в Крымской войне с Османской империей (вероятно, русско-турецкой 1768–1774 гг. – И. Р.), которая продолжалась около семи лет. Во время войны проявил храбрость и отвагу, за что был награждён орденами. У Генерала Ефремова было три сына. Двух сыновей он решил отделить на новое место жительства, т. е. вниз по течению реки Белая Калитва» [7]. Поразительна точность воспоминаний крепостных крестьян! Отец Степана Ефремова Данила Ефремович действительно был военным, но не полковником, а генералом: в 1753 году он стал генерал-майором, в 1759-м вышел в отставку с гражданским чином тайного советника и через год умер. У Степана Даниловича и его третьей жены Маланьи Карповны и правда было три сына, они получили в наследство миллионный капитал, 50 тысяч десятин земли, стада овец, верблюдов и до 10 тысяч лошадей. Потомство оставил только младший – Степан Степанович [8].

Родоначальник династии Степан Могилевский, знаток кузнечного, плотницкого, столярного дела, усердно трудился на всех работах, строил пану деревянный дом, затем – кирпичный. И генерал разрешил жениться ему на своё усмотрение и жить отдельно в доме; Степан женился на Людвиге, которая родила ему Митрофана (прочие крепостные Ефремова, хотя и имели семьи, жили в бараке, и без разрешения за пределы поместья уходить не имели права). У Степана появилась мастерская по обработке древесины и кузница, где он изготавливал сбрую, упряжь для волов (ярмо), колёса, сани, брички… Своё умение привил детям и внукам; Могилевские получили семейное прозвище «ситники». Степану Дмитриевичу Могилевскому пан в 1856 году дал вольную, однако тот остался работать у хозяина – уже за деньги [7].

В досрочном освобождении нет ничего удивительного: ко времени отмены крепостного права слобода Большинская и окрестные хутора и посёлки принадлежали Николаю Николаевичу Ефремову (1828–1896) – правнуку Степана Ефремова. В возрасте двадцати пяти лет он вышел в отставку по состоянию здоровья и стал управлять имения и отца. С 1876 по 1882 год Николай Николаевич был областным предводителем дворянства, участвовал в проведении земской реформы на Дону.

«К числу чудачеств Николая Николаевича следует отнести и доходившее до смешного обращение его со своими крепостными крестьянами: не только никогда их не наказывал, хотя бы они и воровали у него на глазах, но со многими из них был другом. Для характеристики Н. Н. Ефремова не мешает привести такой факт. Вскоре после освобождения крестьян большинцы (крестьяне Ефремовых) начали бунтовать: не внесли никаких платежей, не слушали убеждений ни сельских, ни волостных властей, ни мировых посредников. Войсковой атаман Хомутов не хотел посылать для усмирения их воинскую команду, ввиду избегания возможного в этих случаях кровопролития. Рассуждая с членами войскового по крестьянским делам присутствия о разных способах усмирения большинцев, атаман в заключение сказал: «У меня есть верное средство для их усмирения, да, к сожалению, применить его невозможно». На вопрос членов – какое же это средство, – атаман, хотя и с усмешкой, но убеждённо отвечал: «Объявить им, что они вновь записаны в крестьянство Николая Николаевича Ефремова» [14]. Так что вполне вероятно, что такой барин мог отпустить крестьян на волю, естественно, не бесплатно.

Иван Николаевич ЕфремовЛиберальных взглядов придерживался и сын Ефремова Иван (1866–1945) – министр юстиции и министр народного призрения во Временном правительстве [15]. Детство он провёл в имении отца посёлке Обливки Донецкого округа; после окончания Московского университета в 1891 году вернулся на Дон. Крупный помещик, Иван Николаевич старался быть прогрессивным аграрием; он состоял членом Донского общества сельского хозяйства, учредителем Донецкого окружного и ряда местных сельскохозяйственных обществ. Эти общества распространяли среди крестьян новую технику, улучшенные семена, новые культуры, оказывали крестьянам агрономическую помощь. Ефремов создал «Союз мирного разрешения аграрного вопроса», главной целью которого являлось примирение землевладельцев разных сословий [16]. Заботился он и о развитии просвещения, организовал местное «Общество содействия народному образованию», по его инициативе открылись реальные училища в Каменской и Усть-Медведицкой станицах [15].

Иван Николаевич Могилевский вспоминает: «дедушка мой родной Сергей Степанович (ок. 1860–1916) был уважаемым человекам не только среди своих близких родственников, но и всех жителей посёлка. По тем временам он был хорошо образован, образование получил во время службы в столице, знал немецкий язык и слабо французский. Он был почётным гостем в волостной управе, по приезде в отпуск проживавшие паны приглашали его к себе на чаепитие» [7]. Поощрение помещиком отличившихся на службе солдат имело важное значение для всего сельского общества!

При таких землевладельцах и крестьянское хозяйство Могилевских постепенно развивалось и к началу XX века считалось середняцким (собственной земли – 5 десятин, арендуемой – 5, лошадей – 3, быков – 2, коров – 2, коз – 20, бычков – 1, тёлок – 2, зерна – 10 пудов); нанимали одного годового и двух сезонных рабочих. Вообще, в «Родословной» Могилевских нет ни одного плохого слова в адрес своих бывших владельцев. Тем более удивительна оценка ими Октябрьской революции. Осенью 1917 года Иван Ефремов был отправлен послом в Швейцарию; в Россию он не вернулся. Волей судьбы в это время крестьянин Николай Сергеевич Могилевский тоже оказался за границей – только в германском плену. В конце 1950-х он так оценил революционные события: «приход Советской власти закономерен, потому что церковные вожди от патриарха до попа были весьма грешными, кроме того, были грешны все от царя до фабриканта и помещика … они надругались над душами людей. Этого Бог не прощает» [7]. Библию знал почти наизусть…

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Ветчинкин В. Н. Очерки поземельного владения на Дону в связи с развитием межевания // Труды Областного войска Донского статистического комитета. Новочеркасск, 1889. Вып. 2. С. 1–94.
  2. Савельев Е. П. Крестьянский вопрос на Дону в связи с казачьим. Новочеркасск, 1917. С. 34.
  3. Попов Х. И. По поводу статьи: «Малороссияне в Войске Донском» // Дон. вестн. 1867. № 47; Сахаров П. П. Белое рабство на Дону. Новочеркасск, 1911. С. 113; Марков К. В. Крестьяне на Дону // Сборник Областного войска Донского статистического комитета. Новочеркасск, 1915. Вып. 13. С. 93.
  4. Ревин И. А. Воспоминания крестьян как источник по социальной истории Донского региона (на примере «Родословной» И. Н. Могилевского) // Восьмые всероссийские научные чтения по актуальным проблемам социальной истории и социальной работы. Новочеркасск ; Ростов н/Д, 2007. С. 24.
  5. ГАРО. Ф. 226. Оп. 19. Д. 707. Л. 244 об.
  6. Кулишов В. И. В низовьях Дона. М., 1987. С. 55–56.
  7. Могилевский И. Н. Родословная : рукопись // Личный архив М. И. Могилевского.
  8. Скрылов А. И., Губарев Г. Казачий словарь-справочник. Кливленд, Охайо, США, 1966. Т. I. С. 263.
  9. Сулин И. Сборник материалов по истории заселения крестьянских слобод и поселков Донецкого округа : [рукопись]. Новочеркасск, 1893–1899. Т. 3. Ч. 2. С. 124, 102; НМИДК. КП-14900. РКФ 2706.
  10. Савельев Е. П. Древняя история казачества. М., 2002. С. 435.
  11. Жиров М. С. К делу о приёме беглых на Дону // Сборник Областного войска Донского статистического комитета. Вып. 13. С. 171–187.
  12. Коршиков Н. С. Родословная потомственных дворян войска Донского и графского рода Платовых // Учён. зап. Донского юрид ин-та. 1999. Т. 12. С. 69.
  13. Жиров М. С. Гражданский суд над Платовым 1801 г. // Сборник Областного войска Донского статистического комитета. 1911. Вып. 10. С. 109.
  14. Донцы XIX века. Ростов н/Д, 2003. С. 129.
  15. Денчик И. В. И. Н. Ефремов в борьбе за мирное обновление России // Вопр. истории. 2007. № 1. С. 149–155.
  16. ГАРО. Ф. 410. Оп. 1. Д. 852. Л. 66.

 

См. также: Зайцева Н. Н. Из рода Ефремовых: Иван Николаевич Ефремов (1866-1933)

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"