Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Зайцева Н. Н. Театральная мастерская // Донской временник. Год 1998-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 1997. Вып. 9. С. ?? URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m19/4/art.aspx?art_id=385

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 1998-й

Театр и кино на Дону

ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ (1917-1921)

Студия образовалась в мае 1917 года. Компания ростовских мальчиков и девочек "Зеленое кольцо" собиралась и обсуждала книги, читали рефераты о литературных событиях. В ее ядре подобралось несколько людей, влюбленных в театр, они создали "Театральную мастерскую".

Создателем и вдохновителем Театральной мастерской был П. К. Вейсбрем, который собрал вокруг театра крупные художественные силы: композитор М. Ф. Гнесин читал лекции по музыке стиха, спектакли оформляли художники М. С. Сарьян, Д. С. Федоров. А. А. Арапов.

В состав театра входили: Александр Иосифович Костомолоцкий (1897-1971) — комик, впоследствии актер Театра имени Вс. Мейерхольда; Тусузов Георгий Баронович (1891-1986), с 1934 года актер Театра сатиры; Холодова Гаянэ (Халайджиева), впоследствии выступала на ленинградской эстраде как чтица; Холодов Рафаил, позже актер московского Театра сатиры; Евгений и Антон Шварц, первый стал знаменитым драматургом, а второй — известным мастером художественного слова; Чернова Белла, ее муж и брат мужа — тоже актеры. Это в доме ее отца в 1920 году обустроится государственный театр — Театральная мастерская; братья Литваки — один из них Анатолий (1902-1974) — стал позднее известным американским кинорежиссером.

Второй спектакль "Вечер сценических опытов": эскиз "Пир во время чумы" Пушкина, этюд из "Маскарада" Лермонтова, сцены из неоконченной драмы О. Уайльда. Это был первый отчетный спектакль, и проходил он в зале консерватории РМО 30 ноября 1918 года. Спектакль поставил молодой талантливый режиссер Павел Карлович Вейсбрем. Было ему в ту пору 19 лет. Перед уходом белых он вместе с родителями покинул Россию, уехал в Париж. Через несколько лет вернулся в Ленинград и там ставил пьесы в различных театрах.

"... Труппа меня поразила. И, очевидно, не тем, что здесь собрались яркие люди, а иным. Это был очень интеллигентный по составу театр..." — вспоминает театральный критик М.Янковский.

Театральная мастерская проводила литературные собрания — чтение избранного поэта и беседы о его произведениях. На первом собрании, которое прошло 3 ноября 1918 года, читали А. Блока — "Двенадцать", "Балаганчик", "Мусагет". В дальнейшем предполагались вечера Пушкина, Тютчева, Бунина.

В 1920 году Театральная мастерская захватила особняк Черновых по Б. Садовой. Зал черновского особняка превращен был в крошечную театральную залу. В это же время театр становится государственным. «...Театр давал нам крошечную зарплату, право обедать и столовой Рабис и этот хлеб. И постепенно, постепенно реальность его существования утвердилась этими фактами. Во всем остальном было куда меньше основательности. Вряд ли у нас были какие-нибудь театральные вкусы и верования... потому что в театре все дрогнуло, перемешалось...» (Шварц Е. Живу беспокойно... Из дневников. — Л.: Сов. писатель, 1990. — С. 346).

У театра было два режиссера - Д. П. Любимов и Аркадий Борисович Надеждин. Надеждин поставил "Гондлу" Н. Гумилева и "Иуда - принц искариотский" А. Ремизова. Любимов - "Гибель "Надежды" Гейерманса и "Адвокат Пателен". Спектакль "Ошибка смерти" по пьесе В. Хлебникова игрался всего один раз, в присутствии автора, в ростовском "Кафе поэтов". Смотрел свою драматическую поэму "Гондла" в постановке Театральной мастерской и Н. Гумилев в 1921 году.

Директором театра был Горелик - секретарь Наробраза. Ему было 22-23 года. Вел театр он со свирепой и молчаливой энергией - вспоминает Е. Шварц. Идеологом — заведующий Наробразом К. Суховых, который перед каждым спектаклем говорил вступительное слово, увязывая пьесу с сегодняшним днем.

А. Ардов сравнивал Театральную мастерскую со студиями Московского художественного театра: «Пусть же Театральная мастерская, раздвинув несколько шире кружок своих сотрудников, станет на более сценический, или точнее, практически сценический путь... Не надо смущаться, если кое-кто признает игру сотрудников мастерской «дилетантской»...

Во вдохновенной игре, во влюбленности в свое дело, в том благоговении к искусству, которое наблюдается в среде сотрудников мастерской — залог успеха".

Репертуар театра, необычность игры привлекали внимание прессы. О нем писали М. Шагинян, М. Кузмин, Ю. Анненков.

В 1921 году Театральная мастерская при содействии Н. Гумилева переехала в Ленинград. Но здесь театр вскоре прогорел, а актеры больше не вернулись в Ростов.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гумилев Н. С. Драматические произведения. Переводы. Статьи —- Л.: Искусство, 1990. — С. 382-38;
  2. Шварц Е. Живу беспокойно... Из дневников. — Л.: Сов. писатель, 1990. — С. 344-360;
  3. Немиров Ю. А. Годы, спектакли, роли. Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1984. — С.74-75;
  4. Березарк И. Штрихи и встречи. — М., Сов. писатель 1982. — С. 99-103;
  5. Янковский М. // Мы знали Е. Шварца. — Л.; М.: Искусство, 1966. — С. 117-122;
  6. Милин М. Николай Гумилев и "Театральная мастерская" с Большой Садовой // Утро. 1994. — 7-23 июня. — С. 10-11;
  7. Гегузин И. Николай Гумилев смотрит Гондлу // Искусство Ленинграда. 1991. — №8. — С. 76-78;
  8. Кузмин М. Прекрасная отвага // Жизнь искусства. — 1922. —17 янв.;
  9. Бор О. Театральная мастерская (Вечер сценических опытов); Ардов А. О "Театральной мастерской" // Экран и сиена. — 1919. — № 27-28. — С.9;
  10. В Театральной мастерской [Подпись: М. Б-н] // Театрал, курьер. — 1919. — № 3. — С. 17;
  11. Шагинян М. "Вечер сценических опытов" // Приазов. край. — 1918. — 4 дек.;
  12. Плетнев Б. Театральная студия // Театрал. курьер. — 1918. — № 22. — С. 9;
  13. Музалевский. Театральная мастерская: Вечер Блока // Театрал. курьер. — 1918. — № 14. — С. 11;
  14. Театральная мастерская // Приазов. край. — 1918. — 3 янв.


 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"