Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Лукьяшко Е. П. Общество донских торговых казаков // Донской временник. Год 2004-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2004. Вып. 12. С. 101-107. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m12/0/art.aspx?art_id=188

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2004-й

Предпринимательство и благотворительность в донском крае

Е. П. Лукьяшко

ОБЩЕСТВО ДОНСКИХ ТОРГОВЫХ КАЗАКОВ

 

Учрежденное по ходатайству атамана М. И. Платова указом от 12 сентября 1804 г., Общество донских торговых казаков [далее по тексту ДТО — Донское торговое общество. – ред.] просуществовало вплоть до 1919 г. Наиболее ранние документы фонда № 200 — «Журнал входящих дел» относятся к 1821 г. (Д. 1182), последний документ датирован 29 марта 1919 г. (Д. 1175).

За свою более чем 100-летнюю деятельность донские торговые казаки прошли путь от «трехсотенного» общества (Д. 770) до вполне сформировавшегося «донского купечества» (Д. 1172 или 1180), но сохранили при этом тесную связь с казачеством — по прежнему оставались казаками, «не составляя никакого исключения из общей среды казачьего сословия, обязанного поголовной воженной службой»... освобождаясь «от этой службы лишь на время, пока каждый лично за себя платит в войсковой доход установленный сбор» (Д. 616).

«В общество искони принимались не только собственно торговые люди, но и промышленники, хотя бы последние занимались обыкновенным сельским хозяйством, но в размерах допускающих возможность продавать на сторону продукты своего промысла, как-то: хлеб, скот, лошадей, рыбу и прочее, и лишь бы они имели известный капитал и в состоянии были уплачивать установленные пошлины за освобождение от службы» (Д. 1087). 25 августа 1897 г. Ф. К. Траилин в газете «С.-Петербургские ведомости» писал: «Особенность донского торгового общества заключается именно в том, что старинные казачьи традиции сохранились только в нем: все члены этого общества без исключения — казаки (рядовые), избирают главу «старшего доверенного» — казака, которому при этом присваиваются права, как в старину — полковому командиру, а младшим доверенным (по выбору их) — права офицеров полковых; все они, во время состояния на этой должности, носят на казачьей шашке, с ремневою портупеею, офицерский серебряный темляк. Как в былые времена, на Дону, сменяемые войсковые атаманы, полковники, есаулы, сотники становились простыми казаками, так и доверенные нынешнего торгового общества, сменяясь с должности, снимают и офицерский темляк. Таким образом, незаметно, сама собою сохранилась среди Войска Донского «всесословная волость», о которой мечтают современные политико-экономы, идея которой возникла на Дону чуть ли не со времен казар» (Д. 965).

Казаки, желающие вступить в общество, обязаны были, помимо свидетельства о наличном капитале не менее 1500 руб. серебром и подтверждения своей торговой или промышленной деятельности, представлять свидетельства станичных правлений о благонадежном поведении, а в начальном периоде существования общества, еще и о том, что никто из членов семьи уже не зачислен в его члены, так как по закону только один человек из семьи, обязанный служить, мог быть членом общества (Д. 32). Обязанность следить за соблюдением правил поступления в общество была возложена на доверенных (Д. 751).

Правом голоса в ДТО при выборах председателя Коммерческого суда, его товарища и кандидатов пользовались только те члены, которые платили взносы в военный капитал за освобождение от военной службы.

В 1875 г. доверенные ДТО обратились в Коммерческий суд с обоснованием роли старейших членов ДТО, «которые приобрели почет, доверие и расположение в значительных фирмах Российской империи и за границею», и просили разрешения, чтобы казаки, которые продолжают торговлю, но уже по возрасту не подлежат призыву на службу, могли оставаться членами общества. Коммерческий суд своим Указом от 30 ноября 1875 г. ходатайство доверенных отклонил, сославшись на закон. Но в 1885 г. были приняты «Правила об урядниках и казаках торгового общества в Донском казачьем войске», по которым казаки, «отбывшие полные установленные сроки действительной службы в строевых командах» и числящиеся в запасе, получили право состоять в нем, за что обязаны были ежегодно платить половину денежного сбора, установленного для служилых казаков.

Во все время существования ДТО, члены общества, не уплатившие вовремя ежегодный взнос, исключались из него, а те, которые еще не отслужили положенный срок, сразу призывались на службу. Войсковой атаман и Коммерческий суд строго следили за соблюдением этого правила — «отсрочек во взносах допускаемо быть не может» (Д. 770, 864, 1282).

Для контроля за соблюдением торговыми казаками законов, а также для быстрого разрешения споров и тяжб, «возникающих из торговых оборотов», по «Положению об управлении Войска Донского» 1835 г. был учрежден Коммерческий суд. [По документам фонда № 200 его деятельность прослеживается с 1838 по 1878 г., кроме того, в ГАРО хранятся документы Войскового коммерческого суда (Ф. 253) за 1859-1878 гг. – ред.] «Коммерческий суд, как учреждение специальное и имеющее в составе своем представителей от торгового сословия» не употребляя формальностей, которые были установлены в мировых и общих судах, решал дела «по спорам и тяжбам торговых лиц». В пределах своей власти Коммерческий суд решал дела не только членов торгового общества, но и «тяжбенные дела иногородних лиц, живущих в области, и дела угольной промышленности, вытекающие из торговых оборотов». В обязанность Коммерческого суда входил прием торговых капиталов и выдача свидетельств на право торговли. По мнению торговых казаков, возглавляемый председателем, избираемым общим собранием на определенный законом срок, «Коммерческий суд по своему назначению тесно связан с существованием самого торгового общества, составляя с одной стороны высочайше дарованное нашему торговому классу право иметь свой суд правый, скорый и вполне знакомый с духом наших торговых дел, с другой, единственное учреждение, имеющее возможность знать все наши общественные нужды и интересы и ходатайствовать за них» (Д. 655). Необходимость существования Коммерческого суда возникла в то время, когда торговое общество состояло из 500 членов, когда торговля и промышленность в области только еще начинались. К 1876 г., когда встал вопрос о его закрытии, в Коммерческом суде ежегодно решалось до 2000 дел на сумму более двух млн рублей.

Получив от правительства права на ведение коммерческой деятельности, торговые казаки получили и дополнительные обязанности — одной из них был контроль за торговлей, ведущейся на территории Войска Донского на сумму свыше 300 рублей и, в особенности, иногородними (Д. 130). В 1846 г. Коммерческий суд сообщал Войсковому Правлению о наличии значительного числа «иногородних, водворившихся здесь постоянным жительством». Законы запрещали иногородним (не казакам) приобретать дома, а тем более землю. Даже священнику неказачьего происхождения в 1842 г. царем было отказано в праве построить дом в Новочеркасске (Д. 17).

Донские торговые казаки постоянно конкурировали с торговцами и промышленниками иногородними, пользующимися гильдейскими правами, и неоднократно обращались к войсковому атаману с просьбой «ходатайствовать куда следует» (Д. 1183) «о распространении на них прав и преимуществ, предоставленных купечеству трех гильдий» и учреждении «в Войске Донском купеческого общества на правах гильдейских» (Д. 7, 1176). Это бы дало торговому обществу, составляющему «зародыш прочного развития экономических сил края, богатого естественными произведениями, но бедного капиталами и свободными людьми в сравнении с другими областями государства», возможность более успешно конкурировать, «так как лучшие силы донского населения в продолжение трехвекового периода направлены были преимущественно на службу отечеству и, естественно, не давали возможности успешно развиваться не только местной торговле и промышленности, но и сельскому хозяйству. Такое состояние края сильно отразилось и сделалось вполне очевидным, когда естественным богатствам его дан толчок последним ходом времени, когда местное население, при отсутствии запаса практической опытности и достаточных капиталов, оказалось далеко не состоятельным для соперничества с новыми элементами, явившихся у нас деятелей по различным отраслям промышленности и богатства страны быстро стали переходить в руки этих деятелей, не малую часть которых составляют иностранцы». Для изложения своей программы в 1874 г. торговое общество составило комитет, в который» помимо доверенных и членов общества, вошли лица, «специально знакомые с нуждами края». Представить правительству выработанный комитетом проект, было доверено депутату от торговых казаков Николаю Петровичу Трифонову. Кандидатом, сопровождающим его в С.-Петербург был назначен коллежский секретарь Харитон Иванович Попов (Д. 616).

Помимо обязанностей, связанных с ведением торговли, члены ДТО были участниками всех событий, происходивших на Дону. Его представители входили в различные комиссии. Так, к примеру, 2 члена ДТО (Петр Андреевич Леонов и Николай Петрович Трифонов) участвовали в работе Комитета по приемке от экспонентов предметов для Московской сельскохозяйственной выставки в 1864 г. (Д. 211). В качестве экспонатов для Лондонской всемирной выставки 1862 г., по мнению торговых казаков, «из произведений Донской земли заслуживают особенного внимания следующие предметы: отличный Донской антрацит, введение которого распространяется более и более в нашем отечестве, пшеница, служащая предметом обширной заграничной торговли, красная рыба в виде спетных балыков, составляющих в России высший сорт приготовлений этого рода, донская овечья шерсть, считающаяся между простыми породами лучшею в России, из ней в верхних округах Дона делают превосходные войлоки для кавалерийских полков, наконец, предметом значительного промысла и торговли служит внутри и вне пределов края Донское виноделие и особенно внутри оного Манычская озерная соль» (Д. 132). В 1877 г. войсковой атаман пригласил «замечательнейших из промышленников Войска Донского» к участию во всемирной выставке в Париже 1878 г. (Д. 706).

Донским торговым казакам было предоставлено право преподнести дары: балык, икру и вино донского производства, президенту Французской республики Феликсу Фора во время его визита в Россию, за что он выразил свою благодарность и подарил фотографическую карточку с его личной подписью (Д. 964).

За свою деятельность, которая «приносит всему краю довольство, обращает тысячи рук к полезной деятельности и дает средства к исправному выходу на службу через возникающие для них удобства», донские торговые казаки неоднократно были награждаемы различного рода наградами: золотыми, серебряными и бронзовыми медалями, золотыми перстнями, украшенными бриллиантами и другими наградами.

Кроме документов, отражающих торговую (экономическую и организационную) деятельность общества, в фонде содержится большое количество дел, отражающих общественную деятельность торговых казаков. По мнению общественности, «общество Донских торговых казаков приобрело себе почетную известность готовностью своею оказывать возможное содействие всякому истинно полезному общественному делу» (Д. 777). Одной из главных забот общества было содействие развитию просвещения.

Как общество в целом, так и отдельные его члены оказывали материальную поддержку детям малоимущих торговых казаков в получении образования. За счет общества содержались ученики в Войсковой гимназии. В 1869 г., в ознаменование приезда императора Александра II и его жены Марии Федоровны, ДТО решило учредить 6 стипендий в войсковой гимназии для детей бедных торговых казаков — «Стипендия его императорского высочества великого князя Александра Александровича, августейшего сына государя наследника». На средства, выделенные обществом, был нанят дом для содержания «образцовой» квартиры, на содержание каждого учащегося выделялось не менее 150 руб. в год. Ученики, успешно окончившие гимназию и поступившие в высшие учебные заведения С.-Петербурга, Москвы, Харькова, Киева, получали стипендии. Каждый год общество вновь утверждало список стипендиатов, рассматривая успехи и поведение тех, кто уже пользовался стипендией, а также прошения, вновь поданные. И «по слабости ... успехов» отказывало тем, кто ее не заслуживал (Д. 474). Помимо стипендий выдавались и единовременные пособия для продолжения учебы (Д.1301).

Как только стипендия освобождалась, в газете «Донской голос» давалось объявление о подаче заявлений на право получения вакантных мест (Д.1301).

Кроме коммерческих училищ С.-Петербурга и Москвы, стипендиатами общества были студенты самых различных факультетов: ветеринарного, медицинского, экономического, физико-математического, юридического, историко-филологического. Были среди общественных стипендиатов и учащиеся Императорской академии художеств — Константин Васильевич Нефедов (Д. 634) и Александр Балабин (Д. 1301).

Стипендиаты, окончившие учебные заведения, поступали на службу в учреждения общества. Например, окончивший «курс наук Московского коммерческого училища на счет сумм Донского торгового общества», коллежский регистратор Федор Дьяков был прикомандирован «для практических занятий к Войсковому Коммерческому суду» (Д.219).

В память столетнего юбилея 20 июня 1907 г. обществом в г. Новочеркасске была открыта 3-классная Юбилейная торговая школа, которая состояла в ведении учебного отдела Министерства Торговли и Промышленности (Д. 1253). 20 сентября 1909 г. состоялось открытие, учрежденных при школе курсов бухгалтерии и коммерческих знаний. Для этих учебных заведений построено и оборудовано специальное здание. Помимо казаков в школе обучались и дети других сословий — дворян, мещан, крестьян, а также различных вероисповеданий (Д. 1176, 1135).

Кроме того, на средства общества преподавались бухгалтерские и коммерческие науки в Новочеркасском 4-классном высшем начальном училище.

В 1911 г. депутаты торгового общества участвовали в ходатайстве перед правительством об открытии политехнического и учительского институтов, землемерного училища.

В 1873 г. коммерции советник Самуил Самуилович Поляков пожертвовал двадцать пять тысяч рублей на учреждение технического училища, а старший доверенный Донского торгового общества Аверкиев заявил о готовности для скорейшего открытия училища «дать средства для ежегодного его содержания» (Д. 608).

Уделялось внимание и женскому образованию. 29 марта 1860 г. утверждено положение о Новочеркасском девичьем училище. «Глубоко сочувствуя общественным пользам», донские торговые казаки выразили готовность «содействовать устройству в городе Новочеркасске женского училища». В начале 1861 г. торговые казаки пожертвовали Новочеркасскому девичьему училищу тысячу рублей серебром, за что обществу была объявлена благодарность попечителя Харьковского учебного округа г.-лейтенанта Левшина, а наказной атаман обратился с предложением сделать единовременное пожертвование постоянным благотворением и доверенные согласились содержать две стипендии для «недостаточных» учениц (Д. 112).

В сентябре 1911 г. окружным инспектором учебной части Министерства промышленности и торговли было внесено предложение ввести в Юбилейной торговой школе совместное обучение. Попечительный совет решил, «что весьма желательна и полезна подготовка девочек к коммерческой службе, а вместе с тем, несомненно, и к более рациональному ведению домашнего хозяйства, и что допущение их в школу наряду с мальчиками могло бы устранить необходимость открытия в городе отдельной женской торговой школы... Помещение школы вполне отвечает назревшей потребности». В Министерство торговли и промышленности было направлено ходатайство о разрешении ввести в школе совместное обучение с 1912/13 учебного года и «разрешено последним в положительном смысле» (Д. 1135). В первый же год из 35 человек, окончивших курсы бухгалтерии, было 14 женщин (Д. 1135).

Распространению образования способствовала также и общественная библиотека, учрежденная в 1859 г. по ходатайству торгового общества, в которую «были выписаны различные общедоступные сочинения русских и иностранных писателей». Однако из-за отсутствия в библиотеке постоянного библиотекаря в 1869 г. она «пришла во временный упадок» — осталось не более ста книг. Доверенные общества обратились в Коммерческий суд с просьбой разрешить передать в учрежденную попечением Ольги Чертковой, жены войскового атамана, общественную городскую библиотеку, на устройство которой общество пожертвовало 1000 рублей, остатки книг, но коммерческий суд не дал согласия на ликвидацию библиотеки (Д. 465). В 1885 г. на содержание Новочеркасской публичной библиотеки общество решило выделить 500 руб. (Д. 37).

Участвовали торговые казаки и в благотворительных акциях донского казачества:

1862 г. — создание богадельни в г.Новочеркасске (Д. 167);

1898 г. — устройство приюта для малолетних преступников (Д. 991).

Кроме того, одной из обязанностей Общества донских торговых казаков, было обязательное членство в приказе общественного призрения (Д. 758).

Здесь приведены лишь отдельные факты, содержащиеся в документах фонда Доверенных Общества донских торговых казаков. Всего в фонде около 1300 дел. Копии правительственных и войсковых документов; указы Коммерческого суда; постановления и отчеты общества; документы о правилах поступления в общество; выборах доверенных, депутатов, ценовщиков, членов Коммерческого и словесного судов; об уплате ежегодных взносов и выдаче свидетельств и удостоверений на право торговли; именные списки казаков, состоящих в обществе; торговые справочные цены на материалы и припасы, а также другие документы, которые детально освещают деятельность Общества донских торговых казаков.

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"