Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Сидоренко В. Т. Первый поезд в Ростове // Донской временник. Год 2018-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2017. Вып. 26. С. 112-114. URL: http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m11/0/art.aspx?art_id=1584

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2018-й

Транспорт

В. Т. СИДОРЕНКО

ПЕРВЫЙ ПОЕЗД В РОСТОВЕ

К 150-летию прибытия первого поезда в Ростов-на-Дону

Изобретение в конце XVIII века паровой машины и практическое её применение в разных сферах трудовой деятельности положили начало промышленной революции. На смену ручному труду и мануфактуре пришло крупное машинное производство. Последовали небывалый рост производительности труда, большое разнообразие и огромное количество выпускаемой продукции. Во много раз выросли потребности в сырьевых ресурсах и рынках сбыта. Гужевой и вьючный способы перемещения грузов по суше не удовлетворяли теперь нужды товаропроизводителей в доставке сырья и топлива с мест добычи на фабрики и заводы, производимых товаров − к местам потребления.

В ответ на властный вызов времени в первой половине XIX столетия был изобретён и сразу же нашёл широкое распространение в развитых странах Старого и Нового Света принципиально новый сухопутный транспорт − железные дороги с паровой тягой. Именно они успешно справились с перевозками всё возрастающей массы грузов на большие расстояния, независимо от капризов погоды и времени года. Выдержав проверку временем, железнодорожный транспорт на долгие годы стал не только основным средством перевозки грузов и пассажиров, но и важнейшей движущей силой научно-технического прогресса.

В России первая железная дорога от Петербурга до Павловска, названная Царскосельской, открылась в 1837 году. Спустя пять лет в 1842 году началось и в 1851‑м завершилось строительство двухпутной магистрали протяжённостью 604 версты (645 км) между Петербургом и Москвой. В последующем рельсовая колея протянулась от Петербурга к Вильно, Риге и Варшаве, от Москвы к Сергиеву Посаду, Нижнему Новгороду, Киеву, Курску, Рязани, Воронежу...

Начало созданию железнодорожной сети на Дону положила Грушевская железная дорога протяжённостью 66 вёрст, которая прошла от Грушевских угольных копей через Новочеркасск к речной пристани у станицы Аксайской. Строилась она за счёт войсковой казны. Открылась 29 декабря 1863 года.

Финансовые итоги первого года её эксплуатации показали неутешительные результаты. Доходы от перевозочной работы не окупали затрат, убытки составили 38,6 тыс. рублей. Малая протяжённость и оторванность от общероссийской железнодорожной сети не позволяли этой небольшой железной дороге составить серьёзную конкуренцию привычному относительно дешёвому гужевому транспорту и с первого же года стать прибыльной. Очевидно, что рельсовый путь нужно было сразу прокладывать до Ростова, где функционировал речной порт.

Ростов в те годы входил в состав Екатеринославской губернии, потому казаки, видимо, не посчитали нужным брать на себя хлопоты и тратиться на устройство железной дороги за пределами Донской земли. Теперь обстоятельства вынуждали принимать иные решения. В 1867 году правление войска Донского с высочайшего соизволения передаёт Грушевскую железную дорогу в ведение купца С. С. Полякова, взявшегося продлить её от Аксая до Ростова-на-Дону.

Этот небольшой участок протяжённостью 12 с половиной вёрст был проложен за полгода. Руководил постройкой инженер путей сообщения Орест Полиенович Вяземский» [1, с. 32]. Рельсовая колея шла правым берегом Дона и заканчивалась станцией Ростов (Ростов-Пристань). Пассажирское здание (вокзал) располагалось на месте нынешней благоустроенной набережной примерно напротив Богатяновского спуска. Начальником станции был назначен есаул Александр Эрастович Греков» [1, с. 43]. Кроме путей, предназначенных для приёма и отправления поездов, на берегу были уложены подъездные пути к складам хлебных и других товаров, ожидавших отправки в другие города и на экспорт.

Акт о приёмке новой дороги в эксплуатацию правительственной комиссией был подписан 1 февраля 1868 года. Первый испытательный поезд прошёл 29 января. Официальное открытие дороги, торжественная встреча первого поезда в Ростове-на-Дону состоялась воскресным днём 4 февраля 1868 года.

Вид на Ростовский порт. Конец XIX века. Вблизи этого места жители Ростова встречали первый поезд.

Событие это отмечалось широко и торжественно, как большой и значимый для города праздник. В тот день к полудню на только что открытой железнодорожной станции собралось большое число встречающих: городской голова с высокопоставленными должностными лицами, представители духовенства, деловых кругов и общественности, граждане с традиционным хлебом-солью и городским знаменем, множество любопытствующих обывателей. Толпы людей заполнили пассажирскую платформу, рельсовые пути, всю прилегающую территорию, расположились и на льду замёрзшей реки. Паровозный гудок известил собравшихся о приближении долгожданного поезда. Встреченный восторженными возгласами и криками «ура», поезд остановился ровно в двенадцать тридцать пополудни.

Из вагонов показались наказной атаман войска Донского генерал-адъютант А. Л. Потапов с войсковыми чинами (17 генералов, 12 штаб-офицеров, 20 обер-офицеров) и строители. На пассажирской платформе их встречали городской голова А. М. Байков и граждане города, преподнёсшие гостям по русскому обычаю хлеб-соль.

В зале пассажирского здания был установлен аналой, где облачившиеся в праздничные ризы священнослужители совершили благодарственный молебен за счастливое окончание сооружения железной дороги под пение сводного хора ростовских церквей. После этого провозгласили многолетие Государю Императору и царствующему дому, святейшему Синоду, архиепископам Новочеркасскому и Донскому, другим начальствующим лицам, жителям Земли войска Донского, Нахичевани и Ростова, христолюбивому победоносному русскому воинству. «Многая лета» Государю Императору сопровождалось громом пушечных залпов с каботажных судов, стоявших неподалёку на зимовке.

Среди выступлений прозвучала и речь городского головы А. М. Байкова, приложившего немало усилий к тому, чтобы как можно скорее пришла в Ростов железная дорога. Андрей Матвеевич произнёс тогда знаменательные слова: «День 4 февраля 1868 года останется днём навсегда памятным в летописях Ростова...» [2].

Торжественная церемония завершилась окроплением святой водою служебных зданий, железнодорожного полотна, паровоза и вагонов. День был выходной, народу собралось множество, церемония встречи прошла празднично, как и задумывалось организаторами торжества. Об этом важном событии в жизни города подробно писали тогда «Ведомости Ростовской (на Дону) городской Думы» [3].

Для почётных гостей и приглашённых на торжественную встречу первого поезда был дан праздничный обед. В обширном зале коммерческого клуба накрыли столы на 120 персон. Играл превосходный театральный оркестр. Бокалы наполнялись шампанским. Под одобрительные возгласы и рукоплескания провозглашались тосты. Оглашались поздравительные телеграммы. Высказывались пожелания о скорейшем соединении Грушевской железной дороги с Козлово-Воронежской. Участники празднества искренне радовались событию, свидетелями которого они стали. Они понимали, что железная дорога открыла большие перспективы в хозяйственной и культурной жизни города. «Ведомости…» тогда написали: «Обед был весёлый,…беседа была живая и не умолкала».

Праздничные торжества на этом не закончились. Вечером того же дня Нахичеванское городское общество устроило бал в доме городского головы С. Д. Каялова. В час ночи для гостей был подан ужин. Танцы продолжались до утра, а потом все участники бала отправились на железнодорожную станцию провожать генерал-адъютанта Потапова и его спутников. Там поздравления продолжились, звучали тосты, играла музыка. Ровно в 7 часов утра раздался паровозный гудок и поезд тронулся в обратный путь.

С приходом Грушевской железной дороги в Ростов в первый же год товарные перевозки выросли на 80%, а в 1869 году – еще на 10%. Было перевезено 259 817 пассажиров и 8,8 миллиона пудов груза, главным образом антрацита и строительного леса. Валовой доход в 1869 году составил 333 103 рублей, а расходы – 275 900 рублей. Грушевская дорога начала давать чистый доход.

Спустя некоторое время, в декабре 1869 года, приходит в город ещё одна железнодорожная линия – со стороны Таганрога. А через два года Грушевская дорога соединяется с линией Козлов-Воронеж. Таким образом, к началу1870-х годов Ростов получает уже два выхода на Донбасс и к промышленному центру страны. После этого железная дорога устремляется на юг, на просторы Северного Кавказа. В 1875 году открывается движение на вновь построенной линии от Ростова до Владикавказа, положившей начало Владикавказской железной дороге – правопреемницей которой стала Северо-Кавказская.

С приходом железной дороги город Ростов-на-Дону преобразился. По развитию промышленного производства, торговым оборотам и росту численности населения он вскоре обогнал соседний Таганрог и столицу донского казачества – Новочеркасск, потеснил со временем и другие города Российской империи. Из года в год перевозки пассажиров и грузов неуклонно росли. К началу XX столетия Ростов-на-Дону превратился в крупнейший на Юге России транспортный узел, где соединялись три железные дороги (Екатерининская со стороны Таганрога, Юго-Восточная со стороны Новочеркасска, Владикавказская со стороны Тихорецкой) и речной порт на оживлённом водном пути с прямым выходом в Азовское, Чёрное и Средиземное моря. Не случайно в своё время город Ростов назвали «воротами Кавказа».

В конце ХIХ столетия в порту развернулись работы по строительству гранитной причальной стенки. В наше время к ней швартуются пассажирские суда. А территория, некогда загромождённая всякого рода грузами, складами, конторами, переплетением рельсовых путей, сегодня представляет собою благоустроенную, утопающую в зелени деревьев и кустарников, с уютными уголками и пешеходными дорожками красивую набережную.

Железнодорожный транспорт продолжает и сегодня играть немалую роль в экономике Северного Кавказа и Дона, в повседневной жизни его населения. История Северо-Кавказской железной дороги стала неотъемлемой частью Ростова-на-Дону, его исторического прошлого. Именно здесь изначально и поныне размещается центр управления железной дорогой. Здесь же находятся крупные грузовые станции Ростов-Товарный и Ростов-Западный, обеспечивающие не один десяток лет доставку грузов для нужд промышленности, строительства и торговли столицы Ростовской области и Южного федерального округа страны. Здесь же расположена пассажирская станция Ростов-Главный с крупнейшим на юге России вокзалом. В городе располагается университет путей сообщения, дорожная клиническая больница, электровозоремонтный завод, другие структурные подразделения, а также ключевые узлы связи и управления разветвленной инфраструктурой, обеспечивающей бесперебойное ритмичное функционирование перевозочного процесса, надёжную работу сложного железнодорожного хозяйства в пределах Северного Кавказа и Дона. Свыше ста лет самую большую парадную площадь города украшает не лишённое архитектурных достоинств величественное административное здание управления Северо-Кавказской железной дороги.

Со времени описанных выше событий прошло 150 лет. Слова некогда знаменитого городского головы А. М. Байкова, произнесённые по случаю прибытия в Ростов первого поезда, увы, давно позабылись. Самому Андрею Матвеевичу недавно установили в центре города достойный памятник. На том же месте, где «ростовцы» в 1868 году торжественно встречали первый поезд, вы не увидите сегодня даже самого скромного памятного знака о знаменательном событии, сыгравшем в своё время очень важную роль в судьбе Ростова-на-Дону – крупнейшего промышленного, культурного и административного центра юга России. Не пришла ли пора исправить это непростительное упущение?

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Памятная книжка Войска Донского на 1868 год. Новочеркасск,1868.

2. Чалхушьян Г. Х. Историческая записка о городе Ростове на Дону //Дон. временник. Год 2001-й. С. 170.

3. Ведомости Ростовской (на Дону) городской Думы. 1868. 11 февр. (№ 7). С. 26–28.

 

 



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"