Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Чалхушьян Г. Х. История города Ростова-на-Дону. Глава 25 // Донской временник. Год 2001-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2000. Вып. 9. С. 196-200. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/22/art.aspx?art_id=814

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2001-й

История города Ростова-на-Дону

Г. Х. Чалхушьян

ИСТОРИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

Историческая записка о городе Ростове-на-Дону

РОСТОВ ЭПОХИ БАЙКОВСКОЙ (1861-1870)

 

ГЛАВА XXV

УПРАВЛЕНИЕ. ГОРОДСКАЯ ДУМА

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СОВЕЩАНИЯ

СОСТАВ КОМИССИИ

ПРАВИЛА ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ КОМИССИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ СОВЕЩАНИЙ

ДЕПУТАТСКОЕ СОБРАНИЕ

УПРАВА СЛУГ И РАБОЧИХ

ЯРМАРОЧНЫЙ КОМИТЕТ

РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ УЕЗДНАЯ ЗЕМСКАЯ УПРАВА

 

Инструкция о порядке делопроизводства в думе. Распределение занятий. Предварительные совещания. Состав этой комиссии. Депутатское собрание. Управа слуг и рабочих. Ярмарочный комитет. Береговой комитет. Квартирная комиссия. Ростовская уездная земская управа.

УПРАВЛЕНИЕ. ГОРОДСКАЯ ДУМА

 

От ходатайства города переходим к его управлению. 28 декабря 1861 года ростовская городская дума слушает доклад по указу губернского правления. Предположительно с 1 января 1862 года ввести указаный инструкцией порядок делопроизводства с целью сократить по возможности последнее. «Городские учреждения, говорится в указе, за неимением определенных правил по сему предмету ведут весьма много совершенно бесполезной переписки, крайне обременительной, при недостаточном составе их канцелярий, отчего делопроизводство в них вообще находится в самом неудовлетворительном состоянии... В хозяйственном Департаменте Министерства Внутренних Дел составлена инструкция о порядке делопроизводства в городских думах; г. Министр в виде опыта на пять лет утвердил инструкцию... Из числа присланных при предписании Министра экземпляров инструкций о сокращении переписки в городских думах разослать для руководства по одному экземпляру с тем, чтобы означенные места по ближайшем соображении с местными обстоятельствами предоставили в губернское правление свои заключения о применении изложенных в инструкции правил к текущему делопроизводству» [1].

По выслушивании предписания городская дума определила «во исполнение предписания, утвержденного господином Министром Внутренних Дел инструкцией порядка о сокращении делопроизводства в городских думах, сделанное секретарем распределение дел между столами утвердить:

1) Главное управление городским хозяйством и наблюдение за прочими членами думы в точном исполнении лежащих на них обязанностей предоставить Городскому голове.

2) Продовольствие городской больницы, хозяйственное установление всех потребностей по ведомству думы и участие в поверке депутатами торговли возложить на гласного Смирнова.

3) Составление совместно с городскими старостами справочных цен на разные продовольственные и строительные припасы и материалы, сухопутную и водяную перевозку предметов отопления, освещения и прочее и ремонт городских строений поручить гласному Макаренко.

4) Заведывание кассою и делопроизводством, получение с почты денежных и застрахованных корреспонденций и выемку денег из кружек у церковных учреждений поручить гласному Башмакову.

5) Заведывание образцовыми весами и мерами, наблюдение за своевременным взносом податей и всех казенных и общественных платежей и за успешною сдачею рекрут поручить гласному Тимофееву.

6) Собирание доходов со всех принадлежащих городу статей поручить гласным Тимофееву и Котляренко.

7) Участие в оценке недвижимых городских имений, назначенных в публичную продажу и частных, поставляемых в залог по казенным порядкам и поставкам - поручить гласному Смирнову и гласному Макаренко.

8) Все дела еврейского общества поручить гласному Срулеву.

9) Каждый понедельник назначается общее заседание думы от 8 до 2 часов дня, чрезвычайные заседания происходят по призыву городского головы».

Это определение подписано городским головою Тарховым и гласным Башмаковым, но почему-то не приведено в исполнение.

Как только Байков вступил в должность городского головы, он воспользовался вышеприведенным указом губернского правления. «Со дня вступления моего в должность 23 числа, пишет Байков в своем первом отношении в Думу, имеет быть заведен по Думе порядок делопроизводства согласно инструкции министра внутренних дел. Когда вступят вновь избранные гласные в отправление своих должностей, тогда будут распределены между ними все предметы занятий Думы. Я же принимаю на себя ближайший надзор за делопроизводством. Исправляющий должность секретаря Думы имеет распределить чиновников и занимающихся письмоводительством, так, чтобы не было остановки, как по приведению в порядок старых дел, так и по производству дел и бумаг вступивших с 23 октября» [2].

Мы имеем под рукою один интересный документ - № 9 Ведомостей Ростовской-на-Дону городской думы за 1865 год, с № 6 единственно уцелевший от печальной участи истребления и уничтожения [3].

Здесь приводится распределение занятий между членами Думы начала 1865 г., т. е. эпохи байковской, и так как это распределение занятий существовало на деле, и не находилось лишь на бумаге, как то, которое мы привели, к тому же ввиду того, что оно проливает яркий свет на все внутреннее управление Ростова, вполне охватывает его, мы приводим его почти дословно целиком. «Городская дума имела рассуждение о распределении между ее членами занятий и упрощении делопроизводства по канцелярии с бухгалтерией определили:

1)Заведывание делопроизводством по Городской думе возложить на городского голову А. М. Байкова.

2)На главного А. П. Колунова заведывание хозяйственною частью в черте города; наблюдение за городскими рабочими; надзор по делам купеческого управления и за правильным ходом дел по Затемерницкому управлению.

3)На гласного А. Н. Носова: исполнение поручений Городской думы по разным предметам ее ведомства и участие в торговой депутации.

4)На гласного А. Е. Колосова: наблюдение за городскими оброчными статьями; раздачу оброчных статей под хлебопашество, сенокошение и проч.; а так же наблюдение за своевременным поступлением доходов города и самое взыскание их. На него же возложить наблюдение за ходом дел по мещанскому управлению.

5)На гласного М. М. Крылова - исполнение обязанностей по клеймению весов, гирь и мер; взыскание за это определенной платы и своевременное представление оной в Думу.

6)Наблюдение по всем еврейским делам возложить на гласного И. Л. Позамантира.

Хранение городской кассы, прием денег, наблюдение за своевременным и безнедоимочным поступлением всех городских доходов возложить на всех гласных поочередно, по одному месяцу, так как заведывание этою частью требует ежедневного присутствия в Думе, особенно при последовавшем отделении кассы Городской думы от бухгалтерии.

Наблюдение за порядком на базарах возложить на всех членов Думы, - под непосредственным надзором городского головы.

Заведывание пожарною командою возложить на непосредственную и личную ответственность брантмейстера команды Адамова, с тем, чтобы он еженедельно, по воскресеньям, о всем происходящем на пожарном дворе подавал рапортички, по данной ему форме; - о каждом же особенном случае в течение недели немедленно доводил до сведения городского головы. Заведывание фонарною командою поручить старшему унтер-офицеру Игнатову, с тем, чтобы он также еженедельно подавал рапорты о случившемся по освещению, и отчет об употреблении фотогена и проч.

Делопроизводство между канцелярией и бухгалтерией, бывшее отдельно (первою заведывал секретарь, а последнею бухгалтер) соединить, и все бумаги по бухгалтерии, после скрепки бухгалтера, передавать для подписания секретарю, а он будет докладывать присутствию.

Выдачу паспортов производить не из бухгалтерии, а от мещанского управления».

Настоящее распределение не следует смешивать с тем, какое мы застаем в Старом Ростове, там распределяются лишь городские имущества, за целость которых отвечает всякий и каждый из гласных, кому только поручено то или другое имущество: весы, мосты, здания и проч.; здесь распределение занятий, большая самостоятельность гласных и гармония в частях управления.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СОВЕЩАНИЯ

До вступления Байкова в должность городского головы предметы, подлежавшие обсуждению городского общества, вносились городскою думою прямо на собрание. Вопросы предварительно не обсуждались, не разрабатывались; граждане совершенно неподготовленные, по получении повесток шли на собрание, не зная, о чем там будет идти речь. Отсюда увлечение фразами, минутой, отсюда неясность, неполнота многих приговоров, часто наивных, еще чаще грешащих против здравого смысла и логики.

В ноябре 1862 года Байков предлагает обществу избрать 30 депутатов в комиссию, которая предварительно, до внесения вопросов на обсуждение городского общества, рассматривала бы и обсуждала их. Эта комиссия предварительных совещаний оказалась в высшей степени полезным учреждением и просуществовала до конца байковской эпохи. Только в 1868 году губернское правление видит в этой комиссии новое законоположение. «Это не есть новое учреждение, изменение закона, настаивает Байков, но есть расширение прав Городской думы и городского общества» [4].

Одобрив проект, губернское правление обратилось однако за разъяснениями к генерал-губернатору, который нашел ходатайства Байкова законным и предварительные совещания в высшей степени полезными [5].

СОСТАВ КОМИССИИ

Комиссия составляется из лиц должностных и депутатов. В число первых входят: городской голова, гласные Думы и кандидаты на должность головы и гласных, купеческий и мещанский старосты, ремесленный голова, члены правления общественного банка и председатели комитета мостовых, берегового комитета и торговой депутации; в состав депутатов входят по 10 человек от купцов и мещан и по 5 от ремесленников и евреев.

ПРАВИЛА ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ КОМИССИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ СОВЕЩАНИЙ

1)Когда городской голова, или Городская дума, признают нужным подвергнуть какой либо вопрос или предмет рассмотрению городского общества, и в случаях законом определенных, а также по предписаниям начальства, доклад по этому делу вносится на рассмотрение в предварительное совещание.

2)Предварительное совещание может обратить всякое дело в Городскую думу для дополнения и разработки, или избрать из среды своей на этот предмет особую комиссию, которая занимается под председательством городского головы, или другого лица по его назначению.

3)Предварительное совещание может признать предметы, вносимые городским головою, или Городскою думою, вовсе неподлежащими рассмотрению городского общества, и тогда они решаются самою думою. Право это не распространяется конечно на предметы, вносимые в общественное собрание по закону, или по предписанию начальства.

4)Предварительные совещания созываются городским головою. Для обсуждения предметов в них должно участвовать не менее половины его членов.

5)Когда предмет обсужден предварительным совещанием, то доклад с состоявшимся заключением, печатается в Ведомостях Городской думы и вносится в общественное собрание, открываемое с разрешения губернского начальства.

6)Городской голова может созывать предварительное совещание и в других случаях, когда он признает нужным узнать мнение, или получить полезный совет, указание и т. п. В таком случае он имеет право просить, чтобы мнение предварительного совещания было изложено письменно и подписано членами.

7)В случае разногласия членов, мнением предварительного совещания считается то, на стороне которого большинство голосов. Меньшинство может потребовать, чтобы и его мнение было заявлено городскому обществу.

8)Городской голова имеет право, в случае рассмотрения специального или касающегося других ведомств вопроса, приглашать в заседания предварительных совещаний (без права голоса) лиц по своему усмотрению. По-видимому, все эти меры не удовлетворяют Байкова. В начале 1864 года он обращается к Новороссийскому и Бессарабскому генерал-губернатору Коцебу: «В сентябре 1862 года, пишет он, особым комитетом, учрежденным господином начальником губернии, совместно с депутатами городского общества составлен был «проект устава нового общественного управления для города Ростова-на-Дону». Проект этот был представлен начальником губернии через Сиверса Министру Внутренних дел. В продолжение полутора лет потребность в новом общественном управлении для нашего города постоянно возрастает и чувствуется всеми... Громадному развитию далеко не соответствует настоящее общественное устройство. Множество поднятых вопросов по городскому хозяйству, устроение разных частей городского управления, все это может получить разрешение только при введении нового устава. Город и общество хотят идти вперед, имеют на это средства; но для правильного движения необходим внутренний организм, необходимо серьезное и спокойное обсуждение предпринимаемых мер, для которых представляет возможность единственно новое общественное устройство; нужна та разумная свободная самостоятельность в собственных делах, которая, как живительная сила, вносится в жизнь городов новым общественным устройством...». Но новые реформы вводятся медленно, постепенно, осторожно и не касаются эпохи Байковской...

Как на новую черту городского управления настоящей эпохи не может не указать на сближение его с обществом, так что между обществом и думою создалась та крепкая, неразрывная, органическая связь, о которой мы уже говорили. Во-первых, Байков доступен для серого люда, темной массы, словом, тех, интересы коих больше всего попирают и всего больше нуждаются в охране, защите; во-вторых, все свои мысли, проекты, весь план будущих мероприятий и реформ Байков печатает в ведомостях; в-третьих, предварительные совещания послужили посредником между думою и обществом и могучим проводником новых, плодотворных веяний эпохи в темные, невежественные массы, наконец, всякому позволено говорить, открыто излагать свои мысли и вот мещанин Иван Солнцев просторно излагает в Ведомостях свое мнение о ярмарке во имя Трех Святителей, мещанин А. Кобцев там же защищает свою мысль об устройстве нового поселения, а мещанин П. Ковалев высказывает свое мнение о назначении содержания служащим по мещанскому Управлению и т. д.

Так Байков пробуждает ростовцев от цепенящего сна, застоя, апатии и убийственного равнодушия к общественным делам.

От общего городского управления переходим к отдельным его частям.

ДЕПУТАТСКОЕ СОБРАНИЕ

В 1864-1865 годах Ростовское городское общество в полном собрании наличных граждан всех сословий, порешив завести ОБЫВАТЕЛЬСКУЮ КНИГУ постановило: образовать ГОРОДСКОЕ ДЕПУТАТСКОЕ СОБРАНИЕ в составе старост мещанского и купеческого, двух депутатов по числу городских частей: по 1 части избран Кушнарев, по 2 части — Нагорный. Председатель — городской голова. Содержание депутатского собрания покрывается из сумм за записку в обывательскую книгу и выдачу грамот; единовременный взнос по 5 р. с.

УПРАВА СЛУГ И РАБОЧИХ

10 января 1864 года Байков проводит мысль об управе слуг и рабочих. «Рабочие и служащие, говорит он, не подчиняются никакому надзору, отчего бывают разные неприятные случаи и вообще хозяева мало в отношении к ним обеспечены». Необходимо учреждение управы слуг и рабочих, на которую и возложить: 1) Полицейский надзор за слугами и рабочими и 2) разбор всех возникающих между ними и хозяевами споров. Общество одобрило проект, который, будучи представлен на рассмотрение начальника губернии, застрял: в министерстве составлялись общие по этому предмету правила. Позднее, а именно в конце 1867 года В. К. Бочаров представляет на рассмотрение городского общества «проект правил конторы маклера и слуг». В не лишенной интереса к этому проекту приложенной пояснительной записке В. К. Бочаров говорит: «Собственный опыт и беспрестанные жалобы жителей города Ростова (на Дону) на недостаток способной и честной прислуги, привели меня к убеждению, что в Ростове необходимо учредить контору для прислуги. Жалобы на дурную прислугу слышатся почти от каждого хозяина и пособить этому нет никаких средств; тем более, что при найме прислуги нет возможности различать честную и трезвую от дурной и безнравственной» [6].

Контора эта не имела успеха. Поэтому Байков в 1869 году делает снова запрос вице-директору полиции исполнительной о состоянии разрабатываемого вопроса о слугах и рабочих.

ЯРМАРОЧНЫЙ КОМИТЕТ

Ярмарочный комитет составлялся до Байкова под председательством уездного судьи и состоял из городского головы, городничего и словесного судьи. «Ростовская сентябрьская ярмарка, говорит Байков, одна из важнейших в Новороссийском крае, на нее стекается множество народу, производя значительные обороты. Поэтому, естественно, что все, до нее относящееся, крайне интересует городское общество; ярмарки расположены на городской земле и составляют одну из статей городских доходов. По всем этим признакам ей необходимо состоять в прямом заведывании Думы распорядительной. Присутствие в комитете властей судебной и полицейской представляется совершенно ненужным. Дело комитета состоит в раздаче мест, в сборе денег и наблюдении за ходом торговли, все это входит в предмет власти Думы распорядительной». По мнению Байкова комитет должен состоять из городского головы (председателя), купеческого и мещанского старост и четырех депутатов от купеческого сословия. Проект этот одобрен высшим начальством.

Кроме ярмарочного комитета в Байковском Ростове в противоположность старому Ростову является масса комиссий и комитетов, из которых важны: КОМИТЕТ ДЛЯ УСТРОЙСТВА МОСТОВЫХ, ПОЖАРНЫЙ КОМИТЕТ И БЕРЕГОВОЙ.

БЕРЕГОВОЙ КОМИТЕТ.

Приговором 18 ноября 1868 года городское общество постановило образовать для устройства Ростовской набережной особый береговой комитет, в составе членов: К. И. Ландера (председателя), С. Е. Скараманга, П. С. Зифо, А. М. Баташова, П. Р. Максимова, С. Н. Кошкина, А. И. Золотарева, И. Г. Фронштейна, Е. С. Переботского и А. И. Колунова. Приговор общества утвержден Екатеринославским губернатором [7].

Сметы были составлены, утверждены, но иностранные предприниматели отказались, следовало найти другие средства.

О пожарном комитете мы уже говорили, комитет же мостовых следил за усилением мощения и правильностью работ.

По отношению к полиции мы должны сделать два замечания.

Во-первых, 9 января 1864 года Байков ходатайствовал ОБ ОТДЕЛЕНИИ КВАРТИРНОЙ КОМИССИИ ОТ ПОЛИЦЕЙСКОГО УПРАВЛЕНИЯ. «Квартирная повинность, пишет он, одна из самых тяжелых для городского общества. Определив в квартирную комиссию депутатов от домовладельцев, правительство тем самым выразило сознание, что участие их необходимо в этом деле, столь до них касающемся... Дело иногда может идти успешно и беспрепятственно, когда оно будет вполне предоставлено сословиям, тягости квартирной комиссии несущим».

«Предлагается, отвечает на это Екатеринославский губернатор, упразднение квартирной комиссии, а потому Министр находит неудобным Ваше ходатайство...» [8].

Во-вторых, на основании положения комитета гг. Министров, Высочайше утвержденного 14 октября 1866 г., впредь по рассмотрении в закодательном порядке вопроса о преобразовании Нахичеванской полиции, существующая в Нахичевани полиция подчинена Ростовскому (на Дону) Полицмейстеру, а Нахичеванский окружной заседатель — Ростовскому уездному исправнику [9].

Отметим здесь, наконец, что 14 июня 1866 года открыла свои действия РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ УЕЗДНАЯ ЗЕМСКАЯ УПРАВА.

РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ УЕЗДНАЯ ЗЕМСКАЯ УПРАВА

Истребовав от надлежащих присутственных мест и лиц переходящие в ее ведение дела, она в числе первых действий приступила к собиранию сведений, которые могли бы послужить основанием земской статистики уезда, для чего она и составила комиссию, принесшую много пользы земскому делу. Сведения, доставленные оною комиссиею, поступили первым основанием последнему и точкою опоры для дальнейших и последующих выводов и заключений [10].

Но надо заметить, что по открытии своих действий Ростовская-на-Дону Земская Управа встретила много затруднений для земства Ростовского уезда от разделения его с Таганрогским Градоначальством и несмотря на это, она несла свои многосложные, трудные обязанности умело, спокойно, честно. К сожалению, рамки нашего труда не позволяют нам распространяться о Ростовском-на-Дону земстве и о почтенных и симпатичных трудах Земской Управы, скажем здесь одно, что последняя стояла всегда на высоте своей задачи и много сделала для пользы края, много затронула наших больных мест, всегда стоя на страже истинных интересов экономической жизни и развития местности и не увлекаясь личными интересами или какими-либо партийными интригами.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Указ Екат. губ. прав. от 14 июня 1861 года за № 7121
  2. Отношение от 25 октября 1862 года за № 13
  3. За 1865 г. мы имеем № 6 и 9; за 1866 г. нет ни одного номера, также надо сказать и относительно 1874, 1876 и 1877 годов.
  4. Отношение от 4 февраля 1869 г. за № 75
  5. Отношение генерал-губ. Новорос. и Бесс. от 21 марта 1869 г. за № 1677
  6. Ведомости Ростовской н/Д г. Думы 1867 г. за № 48
  7. Указ Екатер. губер. прав. от 10 января 1869 года за № 422
  8. Отнош. Екат. губ. за № 3642, 1864 года.
  9. Указ Правительстующего Сената по 1 Департаменту Екатеринославскому губернскому правлению от 4 ноября 1866 года за № 60813.
  10. Второе Очеред. Земск. собр. С. 25.

Начало см. История Ростова. Глава 1, продолжение см. История Ростова. Глава 26



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"