Донской временник Донской временник Донской временник
ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК (альманах)
 
АРХИВ КРАЕВЕДА
 
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
 

 
Чалхушьян Г. Х. История города Ростова-на-Дону. Глава 19 // Донской временник. Год 2001-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2000. Вып. 9. С. 172-174. URL: http://donvrem.dspl.ru/Files/article/m1/22/art.aspx?art_id=808

ДОНСКОЙ ВРЕМЕННИК. Год 2001-й

История города Ростова-на-Дону

Г. Х. Чалхушьян

ИСТОРИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

РОСТОВ ЭПОХИ БАЙКОВСКОЙ (1861-1870)

 

ГЛАВА XIX

РОСТОВСКИЙ ВОДОПРОВОД

РОСТОВО-НАХИЧЕВАНСКОЕ ШОССЕ

БАЙКОВСКИЙ МОСТ

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ БОГОДЕЛЬНЯ

ЭШОПЫ, ИЛИ ЛАВКИ ДЛЯ ТОРГОВЛИ СЪЕСТНЫМИ ПРИПАСАМИ

ЗДАНИЕ РОСТОВСКОЙ-НА-ДОНУ КОНТОРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА

Городские сооружения. Водопровод. Состояние Богатого источника. Гласный Колунов. С. Н. Кошкин, Г. В. Дмитриев и Т. П. Кукса. Ростово-Нахичеванское шоссе. Е. И. Ткачев. Штабс-капитан Трунин. Байковский мост. Петропавловская богадельня. Эшопы. Здание конторы государственного Банка. Проект дамбы.

Кроме железных дорог, масса других сооружений является в Ростове байковском, останавливает на себе наше внимание, поражает широтою замысла, грандиозными для того времени размерами и убеждает нас в одном, что предположения, желания и мечты Старого Ростова переходят в действительность, получают плоть и кровь.

РОСТОВСКИЙ ВОДОПРОВОД

Акционерное общество Ростовского на Дону водопровода не состоялось. А между тем у Богатого источника не было устроено ни подъездов, ни очереди для набирания воды, так что здесь беспрестанно ломались телеги водовозов, что в свою очередь порождало целые кучи ссор и неприятностей между ними. В 1863 году Байков снаряжает гласного Колунова специально за тем, чтобы он привел в порядок и благообразие Богатый источник. Колунов исправил кирпичный барьер в нескольких местах, к источнику с двух сторон сделал сходы, с левой стороны устроил небольшую вымощенную насыпь, с правой ступени и вымощенную канаву для стока воды и открытый колодезь для набирания воды ведрами, спуск к колодезю сделан лестницею из каменных ступеней. Боковая каменная стена поднята на один ряд от земли; вода около барьера собрана в ширину в аршин, площадь же пред барьером возвышена. Итого Колунов истратил 693 р. 5 к., - расход, пополненный впоследствии сбором с водовозов. Таково было состояние этого колодезя, или «кринички», до устройства водопровода.

Между тем Байков, объявляя, что ни лично он, ни же прочие учредители Акционерного общества Ростовского на Дону водопровода не могут быть в претензии и не вправе воспрепятствовать, если устройство водопровода в г. Ростове будет передано другим лицам, приглашал желающих явиться на концессию. На это предложение явились трое, а именно: Войска Донского торговый казак Семен Николаевич Кошкин, Ейский 1 гильдии купец Григорий Васильевич Дмитриев и Ростовский 2 гильдии купец Тимофей Петрович Кукса. Они представили городу выгодные условия и в 1865 же году приступили к работам, которые быстро подвинулись вперед, так что 24 декабря 1865 года вода поднята и пущена по городу из устроенного резервуара.

РОСТОВО-НАХИЧЕВАНСКОЕ ШОССЕ

Экономическая жизнь города Ростова и Нахичевани имела много общих интересов, а между тем весьма часто проезд между обоими городами совершенно прекращался. Возраставшее движение людей и товаров убеждало в необходимости устройства между ними более удобного сообщения и вот 6 июня 1864 года Байков обращается к Нахичеванскому городскому голове Каялову и, представляя ему проект шоссе между Нахичеванью и Ростовом, просит его содействовать ему в исходатайствовании приведения в исполнение этого полезного в высшей степени для обоих городов проекта. Каялов отвечает на это уклончиво, - Нахичевань не располагает достаточным капиталом для принятия необходимого участия в проектируемом шоссе. В это время кстати случился в Ростове Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор П. Е. Коцебу. Байков обращается к последнему, доказывает ему необходимость и целесообразность шоссе, так что Коцебу с своей стороны пишет Екатеринославскому губернатору о необходимости шоссе между обоими городами [1] и Екатеринославский губернатор предписывает [2] образовать особый комитет из депутатов от обоих городов при участии местного офицера путей сообщения. На комитет возложено составление подробных планов шоссейной дороги от центра Ростова до центра Нахичевани, а на городские общества изыскание источника на покрытие расходов. Членами в комитет от г. Ростова избраны: А. П. Колунов, Е. И. Ткачев, К. А. Демьяновский, И. О. Сидоров. В первом заседании комитета от 2 ноября 1864 года Ткачев избран председателем, расходы отнесены на городские средства, каждый город должен устроить шоссе на земле, ему принадлежащей. Производителем работ приглашен путей сообщения инженер и штабс-капитан Трунин. Смета сооружений Ростовской части шоссе вычислена в 20044 р. 84 к. и летом 1865 года приступлено к работам.

Сначала ростовский комитет горячо принялся за дело, но с самого 1866 года по апрель 1867 года комитет ничего не сделал, поэтому, он упразднен, окончание шоссе отдано подрядчику с торгов и производится под наблюдением гласных Носова и Растворцева и городского архитектора. 12 ноября 1867 года Нахичеванское шоссе открыто для проезда [3].

БАЙКОВСКИЙ МОСТ

Почти посреди города проходила балка, берущая начало близ тюремного замка и особенно углубляющаяся в городском саду и ниже его. Балка эта перерезывала лучшую улицу города — Таганрогскую, перерезывала сад, шла по почтовому Таганрогскому тракту мимо бывших ярмарочных помещений и театра на Садовую, где через ров в балке был переброшен деревянный мост; такой же мост существовал по тому же направлению около находящихся там кузниц.

Предположение построить на Таганрогской улице мост возникло еще при бывшем в 1840 г. городском голове Андрее Романовиче Ященко. Через балку проходил важный сухопутный тракт, а между тем в ненастную погоду нельзя было ни пройти, ни проехаться и только всадник мог пробраться на другую сторону. В особенности для многолюдной Сентябрьской ярмарки балка эта была гибельна. К этому надо прибавить и то, что здесь свила себе гнездо разная босая команда, грабившая, по словам старожилов не только по вечерам (ночью и сами эти храбрецы не заглядывали сюда), но даже и днем. В 1857 году архитектор Лыков составил смету — в 4955 р. 26 коп. Но когда Байков вновь начал ходатайствовать о разрешении построить мост, материалы и рабочие руки в пять лет так вздорожали, что Екатеринославское губернское правление предложило на обсуждение общества вопрос, не лучше ли вместо моста построить на балке этой каменную арку [4].

Но городское общество признало гораздо лучше и целесообразнее устроить закрытую трубу по возможности длиннее и выше, во всю ширину — 20 саж. На это воспоследовало согласие губернатора, мост, построенный по новому плану, обошелся в 16100 р. 93 1/2 к. с. В день Тезоименитства Его Императорского Величества Государя Императора 30 августа 1864 года Ростовская Городская Дума торжественно освятила мост и открыла чрез него проезд. В честь городского головы Андрея Матвеевича Байкова мост назван его именем. В перила моста вделана мраморная доска с надписью с одной стороны «открыт 30 августа 1864 г.», с другой «Байковский мост». Чрез 20 дней после открытия моста произведена закладка Петропавловской Богодельни.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ БОГОДЕЛЬНЯ

Теснота в помещении и отдаленность от города существовавшей богодельни, побуждает Байкова ходатайствовать о постройке новой, приличной средствам города и поближе, что с своей стороны увеличило бы пожертвования на содержание неимущих и облегчило бы более правильный надзор за их содержанием. Приговор 10 марта 1864 года одобряет составленный старшим архитектором Савицким план и фасад Богодельни, а также выбор для нее места. Ходатайство Байкова разрешается в удовлетворительном смысле Новороссийским и Бессарабским генерал-губернатором в июне того же года. Вместе с тем городское общество предоставляет Думе совместно с правлением Общественного Банка войти с представлением о ссуде из Банка на постройку богодельни до 15 т. р. с. на 15 лет с ежегодным погашением по тысяче р. с. Ссуда разрешена Министерством финансов [5], остальную же потребную сумму предложено пополнить добровольными пожертвованиями. Для принятия этих пожертвований, расхода сумм и заведывания постройкою богодельни составляется особый комитет под председательством А. М. Байкова, членами комитета избраны: К. А. Демьяновский, П. Р. Максимов, В. И. Штурбин, И. Д. Дехтяревский, И. М. Литвинов, Т. П. Кукса, К. И. Ермолаев, М. М. Крылов, Ф. И. Бойко, А. С. Суховетченко. Комитет признал необходимым производить постройку хозяйственным порядком, потому что некоторые пожертвования будут поступать строительными материалами, притом «самым экономическим образом и так прочно, как только возможно, для устранения ремонтировки впоследствии» [6]. В ознаменование же постоянной заботливости Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, генерал-адъютанта Павла Евстафьевича Коцебу, о городе Ростове и просвещенного содействия развитию жизни его, гражданской и торговой, — Городское общество, приговором 5 августа 1864 года, положило назвать богодельню — Петропавловского и вместе с тем просит его принять на себя звание Главного Попечителя Ростовской на Дону Петропавловской богодельни, на что Коцебу и изъявил свое согласие.

Закладка богодельни совершена 20 сентября 1864 года. На содержание ее имеются в виду:

a. % с 20 т. р. с., завещанных купцом Федором Михайловым;

b. ежегодная ассигновка из прибылей общественного Банка, в размере ста руб. и с. частные пожертвования.

ЭШОПЫ, ИЛИ ЛАВКИ ДЛЯ ТОРГОВЛИ СЪЕСТНЫМИ ПРИПАСАМИ

Необходимость устроения их сознавалась еще с 26 ноября 1843 года при Ященко. 18 марта 1863 года Байков ходатайствует о том же у Екатеринославского губернатора, с свойственным ему красноречием отстаивая свою мысль. «Необходимость этих сооружений, — настаивает он, чувствуется уже давно, неразрешение их возбуждает неудовольствие и справедливые жалобы граждан и служит одной из причин загромождения старых площадей. Ходатайство об этих сооружениях возникло из самой жизни, места для них назначены по Высочайше утвержденному плану». Когда проект постройки этих лавок был утвержден [7], немедленно приступили к работам и город в 1864 году освобождается от безобразных шалашей.

ЗДАНИЕ РОСТОВСКОЙ НА ДОНУ КОНТОРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА

Правление Государственного Банка в 1868 году уведомляет [8] Ростовскую Городскую Думу, что Управление Министерством финансов предложило правлению Государственного Банка приступить к работам по постройке дома для Ростовской на Дону конторы его по планам и сметам архитектора Банка. Предложено ассигновать 100000 р. с., каковую сумму, позаимствовав из Государственного Банка и погашать 1/2 % сбором с учитываемых векселей. За производством работ следит комиссия из членов Городской Думы и Ростовской Конторы Государственного Банка. Так возникло то грандиозное здание, которое служит лучшим архитектурным украшением г. Ростова, не смотря на то, что оно так много теряет от безобразного соседства с ветхими и грязными лавчонками, то и дело мозолящими глаза. Здание окончено значительно позже, в 70-х годах. Оставляя в стороне КЛАДБИЩЕНСКУЮ ЦЕРКОВЬ, ТЕАТР, БЕСЕДКУ ГОРОДСКОГО САДА, ЕВРЕЙСКУЮ СИНАГОГУ, многим обязанную барону Лионелю Ротшильду [9], проект Байкова от 18 марта 1863 года о постройке на берегу р. Дона трех корпусов лавок с холодильниками и прочими приспособлениями, о чем мы уже выше говорили, мы остановимся на одном из самых интересных проектов Байкова, проект о ДАМБЕ, не удавшемся Старому Ростову. 10 августа 1864 года А. М. Байков пишет генерал- адъютанту Коцебу следующее: «В 1861 году четыре лица составили предположение об устройстве дамбы от г. Ростова до селения Батайска и просили на это разрешения в установленном порядке, но шоссе дамбы должно было занять принадлежащие Войску Донскому земли, почему и было отказано в этом ходатайстве... Все изыскания, чертежи и сметы произведены уже на мой счет, я их передаю в собственность городскому обществу, которое с своей стороны может изыскать средства и способствовать этому в высшей степени полезному и необходимому сооружению. Но прежде необходимо устранить препятствие со стороны Войска Донского. Это препятствие может быть устранено только участием Вашего Высокопревосходительства.

Все фуры, идущие с Кубани и Черноморья должны делать теперь верст 60 кругу, следовательно, терять четыре дня (по два в каждый путь). Считая каждый день заработки фурщика, содержание его и волов по рублю сер., выходит, что каждая фура терпит убытку 4 р. с.; предполагая далее только в лето 50 т. фур убыток составит 200 т. р. с., который ложится на производителей...» [10].

Мысль Байкова понравилась П. Е. Коцебу и он выразил желание и готовность ходатайствовать, где следует и обещал устранить препятствие.

Между тем как Байков изыскивал средства на дамбу и составлял проекты, на очереди стал вопрос о проведении железной дороги из Ростова, в сооружении дамбы не было никакой нужды, а самое сооружение требовало массы затрат, Байков приостановился дальнейшей разработкой вопроса. И действительно, Владикавказская железная дорога пошла из Ростова.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Отношение Новороссийского и Бессарабского ген.-губ. от 10 июня 1864 г. № 6767
  2. Указ Екатеринослав. губерн. правления от 5 августа 1864 г. № 1095
  3. Ведомости Ростовской на Дону городской думы.— 1868.— № 3. Ведомости Ростовской на Дону городской думы.— 1865.— № 6, 9
  4. Указ Ек. губ. правления от 30 ноября 1862 г. № 9626
  5. Отношение Кредитной Канцелярии от 19 ноября 1864 г. за № 7282
  6. Ведомости Ростовской городской думы.— 1865.— № 6
  7. Указ Екат. губ. правл. от 10 августа 1863 г. № 7410
  8. Отношение от 6 сентября 1868 г. за № 19265
  9. Уведомление Ев. Дух. Прав. от 18 января 1868 г. № 2
  10. Отнош. Новорос. Бессер. Губ. П. Е. Коцебу № 8876, 1864 г.

Начало см. История Ростова. Глава 1, продолжение см. История Ростова. Глава 20



 
 
Telegram
 
ВК
 
Донской краевед
© 2010 - 2024 ГБУК РО "Донская государственная публичная библиотека"
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Запрещается копирование, распространение (в том числе путём копирования на другие
сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя.
Тел.: (863) 264-93-69 Email: dspl-online@dspl.ru

Сайт создан при финансовой поддержке Фонда имени Д. С. Лихачёва www.lfond.spb.ru Создание сайта: Линукс-центр "Прометей"